СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ..................................16
1.1. Состояние, использование и охрана водных ресурсов.....16
1.2. Оценка системы управления водным хозяйством России . ... 27
1.3. Зарубежный опыт управления водными ресурсами и развитие механизма управления в России..............................35
Глава 2. ВОДОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К
УСТОЙЧИВОМУ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЮ.................................47
2.1. Водохозяйственная деятельность и водохозяйственная политика....................................................47
2.2. Эколого-экономические цели водохозяйственной политики и водохозяйственной деятельности переходного периода..........49
2.3. Принципы и концептуальные положения водохозяйственной политики....................................................51
2.4. Механизм и этапы оеализации целей переходного периода к устойчивому водопользованию.................................68
Глава 3. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ БАССЕЙНА РЕКИ..............................................73
3.1. Объект управления......................................73
3.2. Методологическая основа................................78
3.3. Цели и принципы управления.............................81
3.4. Стратегия достижения целей.............................82
3.5. Содержание системы управления..........................86
3.6. Методы управления, их экологизация и механизмы реализации.............................................88
3.7. Структура и сЬункции органов управления...............102
3.8. Критерии э<±х±>ективности управления..................107
Глава 4. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЮ. . .115
4.1.Система математических и экономико-математических моделей управления водохозяйственной деятельностью.................118
4.2. Целевая программа восстановления, использования и охраны водных ресурсов бассейна реки..............................143
4.3. Бассейновое соглашение................................162
4.4. Административно-правовые механизмы в управлении.......174
4.5. Элементы экономического механизма в управлении........184
4.6. Мониторинг............................................196
4.7. Механизмы оперативного управления.....................221
Глава 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ
ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В БАССЕЙНЕ РЕКИ. . 230
5.1. Технологическая схема программно-целевого планирования водохозяйственной деятельности в бассейне реки.............230
5.2. Механизм экономико-математического моделирования в обосновании решений по планированию водоохранной деятельности в бассейне реки и промузле...............251
5.3. Экономический механизм водопользования в структуре инвестиций в реализацию водоохранной программы.............256
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................274
ЛИТЕРАТУРА.................................................279
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................294
отношений, на снижение и недопущение негативных социально-экономических и экологических последствий переходного периода на водные ресурсы.
Водное законодательство Российской Федерации устанавливает <Ьормы собственности на водные объекты: государственную, муниципальную и частную. Многообразие <Ьорм собственности является определяющим фактором для правового регулирования всех водных отношений, базисом развития рыночной инфраструктуры водохозяйственной деятельности.
Цели водного законодательства, изложенные в статье 3 Водного кодекса Российской Федерации согласуются с целями и задачами всего природоохранного законодательства, сформулированными в статье 1 Закона Российской Федерации “Об охране окружающей среды”. Принципиальным является положение о том, что реализуются данные цели на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды), что полностью соответствует Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе Программы действий ООН, принятой в Рио-де-Жанейро.
Нормативные акты водного законодательства подразделяются с учетом Федеративного устройства России на акты, регулирующие вопросы, входящие в компетенцию органов управления различных уровней: федеральный, субъектов федерации, органов местного самоуправления (а так же ведомственные нормативные документы ).
Анализ действующих законодательных документов показывает, что сегодня не обеспечивается в полной мере главный принцип хозяйственной эксплуатации водных ресурсов - приоритета экологических Факторов над экономическими.
Этот законодательный пробел сказался и на разрабатываемых подзаконнных нормативных актах, издаваемых центральными органами управления, где часто действует Фактически обратный приоритет.
В соответствии с иерархической структурой правительственные подзаконные акты должны соответствовать Конституции РФ и законам. К ним относятся, например, "Положение о государственном водном Фонде" и т.д. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются органами межведомственной компетенции - Госстандартом РФ, Роскомгидрометом (рис.1.4.). Данные межведомственные акты
33
*
Конституция РФ
Основы водного законодательства I
Водный кодекс РФ I- .. . J } Водные кодексы республик,1 членов федерации
Система законов 1 і
і , Подзаконные нормативно-правовые акты
і ; Правительственные 1 \ Межведомственные Ведомственные постановления | | нормы, указы, ГОСТы | | нормы, положения
І ..
[ Решения, постановления ! органов местного самоуправления - ■ — - 1
Рис.1.4. Иерархическая структура природоохранного законодательства РФ