Ви є тут

Цена как условие гражданско-правового (предпринимательского) договора

Автор: 
Виниченко Сергей Ильич
Тип роботи: 
Дис. канд. юрид. наук
Рік: 
1999
Артикул:
1000225299
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение.................................................. 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика цены......................... 14
$ 1. Понятие цены...................................14
$2.1 [равовые вопросы структуры цены. Виды цен 33
$ 3. Законодательство о цена^и^ютюобразОвании и
основные направления его совершенствования......50
ГЛАВА 2. Цена в сфере частно-правового регулирования.......65
$ 1. Договор как правовое средство установления цены.
Возмездные и безвозмездные договоры.............65
$ 2. Классификация договорных условий о цене........92
$ 3. Юридическая техника оформления условия
договора о цене.................................127
$ 4. Гражданско-правовые санкции за нарушение
договорных условий о цене....................... 140
Список используемой литературы............................. 164
ВВЕДЕНИЕ
Цена - сложная категория, как это может не показаться на первый взгляд. В ней фокусируются политические, социально-экономические, психологические и идеологические факторы. Система цен остро реагирует и активно воздействует на интересы людей, замедляет или стимулирует производство. Она (система) участвует в формировании уровня и структуры потребления, значительно влияет на реальные доходы населения!. И это понятно. Цена - один из основных элементов социальных отношений обмена, который представляет собой процесс жизнедеятельности общества, позволяющий удовлетворять потребности его участников.
С исторической точки зрения цена - важный элемент экономики, ибо последняя, как система специфических социальных связей, возникает в виде актов непосредственного обмена товарами, то есть, товарного выражения цен. Однако, до сих пор цена остается наименее разработанной категорией.
В условиях советского периода развития нашего общества государство обладало почти исключительным правом ценообразования. Проведение такой политики решало две основных задачи: контроль и регулирование потребления; исполнение бюджета. Цена была мощным средством регулирования экономики страны и выполняла планово-учетную, стимулирующую и перераспределительную функ-
1 Калита Н. С., Спицына Т. Ю, Кожуховский И. С. Цены и ценообразование: состояние, проблемы, перспективы. - К .: Выща шк. Головное изд-во, 1988. С. 3.
16
чения понятия "ценность" использовал немецкий термин "wert", а не "kosten". " Гем не менее в русском переводе утвердилось понятие не "ценность", а "стоимость", что вряд ли вполне корректно. Ведь под "ценностью" можно подразумевать и "полезность". То есть речь идет о том, что в товаре не просто и не только заложен труд, а что он удовлетворяет потребности человека, а следовательно, полезен ему'Т. По мнению названного автора, именно здесь возникает принципиальное разногласие: с одной стороны, товар - это выражение труда, а с другой, - полезная вещь, "ценность". Понятно, что на рынке товаров и услуг покупатель платит одну цену, а не две - одну по затратам, другую - по результатам труда. Рыночная цена, как считает И. П. Денисова, в известной мере объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречие.
В том же духе (со ссылкой па неудачный перевод английского слова "value" и немецкого "wert") И. П. Денисова подвергает критике выводы классиков экономических учений (Э. Кондильяна, Ж-Б. Сея, Смита, Рикардо, Бем-Ьаверка).
"Потребительная" концепция базируется па идее предельной полезности. Представители данного направления (Карл Менгер, Евгений Бем-Баверк, Фридрих фон Визер) исходят из того, что во главу угла экономических процессов необходимо ставить потребности людей. Руководствуясь этим положением, ученые уделяют особое внимание мотивации поведения Оли отрицают какую-либо связь между затратами труда и ценой товара, полагая, что последняя есть "продукт субъективных определений ценности", аргументируя дан-
1 Денисова И. П. Цены и ценообразование. Учеб. пособие. - М.: Экспертное бюро - М, 1997 С. 8.
17
ное утверждение тем, чю, с одной стороны, цены многих товаров значительно отклоняются от издержек производства, а с другой -некоторые из потребляемых благ вообще не требуют никаких затрат труда. Как полагает Бем-Баверк. "Цена от начала до конца является продуктом субъективных определений ценности" 1. Согласно этой концепции цена определяется исключительно субъективно покупателем и продавцом. Основой цены служит субъективная полезность товара, его потребительная стоимость, абсолютная величина, которая у каждого товара относительно постоянна.
Таким образом, в разрезе потребительной парадигмы цена интерпретируется как денежное выражение потребительной стоимости.
Сторонники меновой концепции (например, Альфред Маршалл) считают, что цена целиком обусловливается соотношением спроса и предложения на рынке. Поскольку с увеличением спроса и уменьшением предложения цена вырастает и наоборот, она выражает лишь конъюнктуру рынка и не зависит ог количества затрат и величины потребительной стоимости. Иначе говоря, в рамках меновой концепции цена понимается как денежное выражение меновой стоимости товара.
Попытки дать комплексное понимание цены имели место с давних времен. Еще Жан-Батист Сей утверждал, что в основе стоимости лежит несколько факторов: земля, труд, капитал Мастер компромиссов Джон Стюарт Милль полагал, что цены могут определяться спросом, предложением или взаимодействием этих двух составляющих.
1 Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Спб., 1903. С. 146.