2
Содержание:
Введение .........
Глава I: Понятие конкурсного производства банков
§ 1. Правовое регулирование банкротства банков § 2. Понятия “несостоятельности” и “банкротства” .
§ 3. Понятие конкурсного производства .
§ 4. Место конкурсного производства байков в процессе банкротства .......
Глава II: Процессуальные особенности осуществления конкурсного производства банков ....
§ 1. Основания и последствия открытия конкурсного производства банков ......
§ 2. Участники процедуры конкурсного производства § 3. Особенности правового положения Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) в процессе банкротства банков ....
§ 4. Особенности правового положения арбитражного управляющего в процессе банкротст^а.банков.
§ 5. Место и роль арбитражного суда в-процессе конку-сного производства банков . . •" .
Глава III: Имущественно-правовые проблемы реализации конкурсного производства банков ....
§ 1. Правовые проблемы формирования конкурсной массы банка-банкрота ......
§ 2. Характер требований и порядок их выявления § 3. Очередность удовлетворения требований кредиторов банком-баикротом .....
§ 4. Фонд Обязательных Резервов (ФОР): правовой режим и порядок включения в конкурсную массу
Заключение ........
Приложения ........
Список литературы .......
3-8
9-53
9-21
21-41
41-47
47-53
54-113
54-70
70-86
86-90 91-108 108-113
114-153
114-128
128-133
134-149
149-153
154-156
157-166
167-181
3
Введение
Актуальность гсмы исследования. Актуальность диссертационного исследования определяется прежде всего тем, что банкротство банков в России в настоящее время из явления крайне исключительного превратилось в едва ли не массовое. Обратимся к статистике. В 1994 году количество банков увеличилось на 500, или на 1/4, а в 1995 году сократилось на 140. В 1996 году эта тенденция сохраняется, количество банков уменьшилось более чем на две сотни.1 Россия ставила рекорд по числу банков-банкротов: в 1991 году их были единицы, в 1992-1993 годах - десятки, а с 1994 года счет пошел уже на сотни.“
В настоящее время банкротство банков осуществляется в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 25.02.99 № 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций’'3. Тем не менее, в производстве арбитражных судов есть дела о несостоятельности (банкротстве),4 которые открывались в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу ФЗ о банкротстве кредитных организаций: Законом РФ от 19.11.92 № 3929-1 “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”5, Федеральным Законом “О несостоятельности (банкротстве)” от 08.01.98 № 6-ФЗ6.
Актуальность темы исследования диктуется также тем, что необходимо установить особенности конкурсного производства банков, провести сравнительный анализ Закона “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, Закона о банкротстве и ФЗ о банкротстве кредитных организаций с целью выяв-
1 Пояснительная записка к статистическому отчету' о работе арбитражных судов в 1998 году и Отчет о работе арбитражных судов Российской Федерации по рассмотрению дел о банкротстве в 1998 году, с. 11.
Макаревич Л. Россия ставит рекорд но числу банков-банкротов // Финансовые Известия (совместное издание газет "Известия'’ и “ПМЛЬ'С1Л1, ПЛМЕБ"). -09.02.95. - № 9 (138).
Далее - ФЗ о банкротстве кредитных организаций или Федеральный закон.
Далее - банкротство.
“Российская газета” от 30 декабря 1992 года. Далее Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
6 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 222. Далее - Закон о банкротстве.
17
ну представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в указанный срок, будет являться основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве.
Если в месячный срок будет получено заключение Банка России о нецелесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, то в соответствии с ФЗ о банкротстве кредитных организаций заявление о признании кредитной организации банкротом будет возвращаться кредитору.
В случае неполучения указанного выше заключения Банка России, согласно ФЗ о банкротстве кредитных организаций арбитражный суд в месячный срок возвращает кредитору его заявление о признании кредитной организации банкротом. Федеральным законом предусматривается, что в этом случае лицо, направившее в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии, на осуществление банковских операций, вправе требовать в арбитражном суде возмещения Банком России убытков, причиненных непринятием Банком России решения об отзыве лицензии либо непринятием Банком России решений, которые предусмотрены ФЗ о банкротстве кредитных организаций и которые отнесены к компетенции Банка России, об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
ФЗ о банкротстве кредитных организаций предусматривает, что Бонк России будет вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом наряду с должником - кредитной организацией, кредитором кредитной организации, прокурором, налоговым или иным уполномоченным в соответствии с федеральным законом органом (по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды). Согласно п. 2 ст. 37 Закона о банкротстве кредитных орг анизаций, в случае если основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций послужило неудовлетворительное финансовое положение банка, неисполнение им сво-
1 В ред. Федерального закона от 31.07.98 № 151 -ФЗ.
их обязательств перед вкладчиками и кредиторами и если в течение 45 календарных дней, с момента отзыва названной лицензии Банк России не получит определение арбитражного суда о принятии заявления о признании данного банка банкротом или иное документальное подтверждение возбуждения производства по делу о его банкротстве, Банк России обязан в пятидневный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банка банкротом независимо от наличия его задолженности перед Банком России.1
В соответствии с п. 2 статьи 5 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к гражданину-должнику -не менее ста минимальных размеров оплаты труда. В статье 36 ФЗ о банкротстве кредитных организации предусматривается, что дело о банкротстве кредитной организации может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций на основании заявления лиц, имеющих право на обращение с указанным заявлением и если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.
ФЗ о банкротстве кредитных организаций предусматривает особенности в применении арбитражным судом процедур: в деле о банкротстве банков и других кредитных организаций будут применяться наблюдение и конкурсное производство (ст. 5). В отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Законом о банкротстве, применяться не будут. Таким образом, разрешается проблема, возникшая при применении Закона РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”: о не-
1 В соответствии со ст. 23-1 Закона о банках и банковской деятельности, (введена Федеральным законом от 31.07.98 № І5І-ФЗ) Банк России вправе обратиться в арбтражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от се финансового состояния, если в кредитной организации у которой отозвана лиисн-
- Київ+380960830922