Ви є тут

Возрастные особенности морфологии некоторых элементов системы блуждающего нерва собаки

Автор: 
Скрипник Татьяна Григорьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. биол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
171770
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение....................................................3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.........................................7
1.1. О возрастных особенностях миелоархитектоники нервов животных и человека......................................8
1.2. О возрастных особенностях морфологии нейроцитов экстраорганных ганглиев животных и человека.............16
1.3. О возрастных особенностях морфологии нейроцитов интрамуральных ганглиев животных и человека.............22
2. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Материал исследования.............................31
2.2. Методы исследования...............................35
2.3. Результаты собственных исследований...............42
2.3.1. Возрастные особенности миелоархитектоники блуждающего нерва собаки.............................42
2.3.2. Возрастные особенности морфологии нейроцитов проксимального ганглия блуждающего
нерва собаки.........................................70
2.3.3. Возрастные особенности морфологии нейроцитов мышечно-кишечного сплетения двенадцатиперстной
кишки собаки.........................................81
3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.......................87
3.1. Возрастные особенности морфологии нервных волокон блуждающего нерва собаки................................88
3.2. Возрастные особенности нейроцитов проксимального
ганглия блуждающего нерва собаки .................98
3.3. Возрастные особенности морфологии нейроцитов
мышечно-кишечного сплетения двенадцатиперстной кишки собак......................................104
ВЫВОДЫ....................................................108
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.................................109
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................110
ПРИЛОЖЕНИЕ
142
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Специалистам медико-биологического профиля хорошо известно насколько широко используется собака и качестве экспериментального животного. Не нуждается в доказательствах и роль собаки в жизни человека и связанная с этим необходимость оказания ей лечебно-профилактической помощи. Естественно, что и эксперименты на животных, и врачебная помощь им часто осуществляются через нервную систему. Одним из важных объектов экспериментальных и лечебных манипуляций является блуждающий нерв - n. vagus. Роль этого нерва в регуляции жизненно важных функций и сложность его строения обусловили появление в течение последнего столетия огромного количества исследований, в том числе и морфологических. Достаточно назвать хотя бы некоторых авторов подобных работ, чтобы убедиться в этом: A.C. Догель (1896); S.W.Ranson (1914; 1947); P.Henbeker (1930); Б.А. Долго-Сабуров (1937; 1938); В.М. Родионов (1939); А.Г. Коротков (1949); J.E. Agostoni et cet. (1957); В.П. Воробьев (1958 а; б);
Н.Ф. Богдашев (1959); Ю.Х. Миндубаев (1967); G.S.Rao (1973); Н.П. Салимова (1987; 1993), I. Baetge (1989); Ф.Г. Гирфанова (1998; 2000; 2002), М М. Фатеев, Е.Г. Аккуратов (2004); и мн. др. Изучались источники формирования блуждающего нерва, его морфология, топография и их видовые особенности, зоны ветвления, взаимосвязи с другими нервами и т.д.
Однако до сих пор недостаточно изученными остаются возрастные особенности морфологии блуждающего нерва человека и животных, в частности собаки домашней canis familiaris. В то же время накопилось много фактов, свидетельствующих о том, что морфология элементов нервной системы претерпевает значительные возрастные изменения, которые необходимо учитывать исследователям и практикам различного профиля.
14
У двухмесячных телят количество безмиелиновых волокон уменьшилось, по ее данным, до 1-3%, а толстых соответственно возросло до 13-23%, общее количество нервных волокон увеличилось до 679 тыс. слева и 509 тыс. справа, или на 43 и 16% по сравнению с месячными животными.
В основных ветвях вагуса автором отмечены аналогичные изменения как общего количества нервных волокон, так и их миелинизации. В возвратном нерве преобладают, по ее данным, толстые миелиновые волокна. Однако необходимо учесть, что диаметр миелиновых волокон в исследованных автором нервах даже у двухмесячных телят не превышал 8-9 мкм, и лишь в возвратном нерве она встречала единичные волокна диаметром до 15 мкм. Если придерживаться классификации нервных волокон по Н.В. Михайлову (1960; 1963; 1972; 1985) и H.A. Жеребцову (1959; 1963), то можно видеть, что у телят даже двухмесячного возраста толстых миелиновых волокон автор не обнаружила вовсе, а волокна среднего калибра встречались в небольшом количестве. В целом Н.П. Салимова показывает, что у телят в два первые месяца по-стнатального онтогенеза в блуждающем нерве и его ветвях происходит увеличение количества соединительной ткани, нервных волокон и их миелинизация.
Аналогичные исследования провела Н.Г. Симанова (1992-в) у свиньи домашней. Она также выявила значительное увеличение общего количества нервных волокон блуждающего нерва на всех исследованных уровнях (средняя треть шеи, основание сердца, диафрагма) слева и справа. Наибольший прирост количества нервных волокон автор обнаружила в первые четыре месяца постнатальной жизни поросят и особенно - в третий и четвертый месяцы (на 58%). Значительно меньший прирост количества нервных волокон в шейном отделе наблюдался в последующие четыре месяца. Всего за 8 месяцев постнатального пе-
15
риода количество нервных волокон увеличилось, по данным автора, с 15тыс, до 48 тыс. слева (вЗ,2 раза) и с 14 тыс, до 46 тыс, справа. Интересно отметить, что в шейном отделе вагуса свиньи различие в количестве нервных волокон слева и справа у животных всех исследуемых возрастных групп незначительны, хотя и достоверны.
В каудальной части брюшного отдела общий прирост количества нервных волокон еще более значителен (в 4,5 раза), чем в шейном отделе.
Параллельно нарастанию общего количества нервных волокон в стволах вагуса автор констатирует и увеличение количества миелино-вых нервных волокон. У новорожденных поросят в шейном отделе автор нашла лишь 1% средних миелиновых волокон и не обнаружила толстых, а у 8-месячных животных количество средних миелиновых волокон возрасло до 5% и появились единичные толстые волокна (1%). Эти данные близки к таковым H.A. Жеребцова (1965) относительно собаки.
Таким образом, автор показала, что у свиньи домашней в раннем постнатальном онтогенезе в исследованных нервах происходит увеличение общего количества и миелинизация нервных волокон. Аналогичный вывод сделан H.A. Жеребцовым (1967) относительно нервов половых органов (тазового и подчревного) самок домашних животных.
Сходные результаты получили Г.В. Стовичек и Е.Г. Аккуратов (1997); Г.В. Стовичек (2004) относительно адвентициальных нервных сплетений артерий внутренних органов человека. Авторы нашли, что количество нервных волокон в названных сплетениях в молодом возрасте (до 25 лет) увеличивается, а в пожилом и старческом (50 и более лет) уменьшается.
Приведенные данные показывают, что проявления постнатально-го морфогенеза нервных волокон в нервах являются общими как для человека, так и для домашних животных, но имеют значительные осо-
*