Ви є тут

Тема трапезы в живописи раннехристианских катакомб. Семантика. Историко-культурный контекст

Автор: 
Воробьева Татьяна Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
268
Артикул:
172110
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 4-38
Источники 7
Историография. Изучение темы трапезы в ’’церковно-археологическом", историки- культурном и историко-художественном контексте 11
Исследование трапезы в мифоритуальном, мифопоэтическом и структурно-семантическом контексте 27
Цель и задачи диссертации 38
Глава 1. Тема трапезы в искусстве древнего мира.
Иегоки иконографии коллективного пира, его семантические и формальные особенности 39-69
Древняя Месопотамия 39
Древний Египет 43
Великая Греция 48
Этрурия 53
Древний Рим 59
Глава 2. Трапеза в системе росписей камеры А 3
Капеллы Таинств 70-122
Архитектура Капеллы Таинств 71
Общая программа росписей камеры АЗ 79
Тема трапезы в росписи камеры АЗ 96
Образы и метафоры еды в росписи камеры АЗ 107
Глава 3. Смысловые и формальные аспекты темы трапезы
в раннехристианском искусстве 123-174
Архаические образы трапезы 124
Мужской пир 136
Мужской пир при участии женщины 147
Мужской пир при участии двух женщин 165
Заключение.
От раннего христианства к Новому времени 175-221
Сюжеты трапезы в ранневизантийском искусстве и искусстве средних веков 176
Трапеза в творчестве мастеров Возрождения Сюжеты трапезы в древнерусском искусстве и искусстве барокко
Тема трапезы в литературе и живописи XIX века Трапеза в искусстве XX века. От фольклора к модернизму Приложение I.
ЭКСКУРС I. Трапеза и жертвоприношение в христианстве Приложение!!.
ЭКСКУРС II. Зеркальный мир в росписях камеры А 3 Библиография Список сокращений Список иллюстраций (№1-106)
выделяет и анализирует тему трапезы, посвятив несколько страниц ее характеристике. Он указывает на множественность подходов в трактовке сюжета трапезы и разнообразие возникающих при этом вопросов90. Бисконти рассматривает тему трапезы в живописи и пластике катакомб в контексте погребального ритуала, связывая сцены пиров, в первую очередь, с циклом поминальных дней91. Характеризуя источники формирования сюжета раннехристианской трапезы он обращается и к ритуальным, и обмирщенным формам италийской и греко-римской культуры, отмечая широту и разнообразие их семантических смыслов. Под редакцией Бисконти издан энциклопедический словарь "Темы иконографии раннехристианской живописи" (Terni di Iconographia Palcocristiana), написанный коллективом исследователей, в котором имеются статьи, посвященные сюжетам трапезы, Преломления хлеба, Умножения хлебов, рыбе92. Каждая из статей словаря содержит указания на источники того или иного сюжета; топографию расположения фресок, библиографические сведения. В словаре имеется содержательная, хотя и краткая статья Барбары Маццеи (Mazzei) "Banchetto"93, в которой обобщены данные современной науки. Исследователь отмечает полисемантизм темы трапезы в раннехристианском искусстве, указывая на семейные, общественные обряды, послужившие источником ее формирования; эсхатологические, евхаристические, "райские" аспекты в ее толковании.
Учитывая труднодоступность памятников для непосредственного изучения, можно приветствовать появление трудов, где даются описания архитектуры и иконографического репертуара каждого из помещений, в которых сохранились росписи, указывается их топография94. Наиболее авторитетным в настоящее время принято считать труд Альдо Нестори (А.
Ibid. P. 109.
91 Ibid. P. 109-114.
92 Terni di Iconografia Palcocristiana. Cura c introdu/.ione di Fabri/.io Bisconti. - Città del Vaticano, 2000.
9Î B. Mazzei. Banchetto//Tcmi di Iconografia Palcocristiana. - Cittù del Vaticano, 2000. P. 134-136.
94 A. Fcrrua. Le pitture delle nuova catacomba di via Latina. - Città del Vaticano, 1960; J. G. Decker, G. Mietke, A. Weiland. Die Katakombe "Anonima di via Anapo". Repertorium der Malereien. - Città del Vaticano, 1991.
Nestori), составившего подробный справочник по топографии гробниц, расположению в них определенных сюжетов55. Расширенное и дополненное переиздание этого труда вышло в 1993 году96. В конце 90-х годов написана книга сотрудника Института Христианской Археологии в Риме Филиппа Перголы и Пальмиры М. Барбини97 с описанием истории изучения катакомб и их топографии. Ватиканом издаются монографические исследования по отдельным катакомбам, в подготовке которых принимают участие крупные специалисты98. Удачным можно считать начинание Папского Института Христианской Археологии по составлению полного свода росписей римских катакомб, в котором принимают участие не только итальянские, но также немецкие и французские специалисты". Эти исследования приближают осуществление задачи системного изучения памятников раннехристианского искусства. Они могут служить примером для нашего диссертационного исследования: там, где это оказывается возможным, мы анализируем сцены трапезы в контексте ансамбля, всех росписей, сохранившихся в погребальной камере.
Таким образом, можно констатировать, .что в предшествующей литературе теме трапезы уделялось существенное внимание как одной из ключевых в декоре катакомб; она рассматривалась в широком церковно-археологическом контексте и объяснялась но преимуществу в связи с погребальными темами и евхаристическим таинством.
Но важнейшим существенным недостатком этого направления науки является отсутствие системных исследований. Сцены трапезы изучались
95 A. Nestori. Rcpcrtorio topografico delle pitture delle catacombe romane (=Roma Sotterranea Cristiana V) - Cittâ del Vnticano, 1975.
90 A. Nestori. Rcpcrtorio topografico dcllc pitture deilc catacombe romane. II cdizionc riveduta с aggiomata. - Città del Vaticano, 1993.
>7 Pli. Pergola, P. M. Barbini. Le catacombe romane. Storia e topografia. - Roma, 1997.
9S U. M. Fasola. The Catacombs of Domitilla and the Basilica of the Martyrs Nereus and Achilleus. - Città del Vaticano, 2002.
99 J. G. Deckers, U. M. Fasola, J. Guyon, W. N. Schumacher. La catacomba dei SS. Marcellino с Pietro. Repcrtorio dcllc pitture (=Roma sotterranea cristiana, VI) - Città del Vaticano, 1987; J. C. Deckers, II. R. Sccliger, G. Mietkc. Die Katakombe Santi Marcellino с Pietro. Repertorium der Malereien, Roma Sotterranea cristiana, 6. - Città del Vaticano-Münster, 1987; J. G. Decker, G. Mietkc, A. Weiland. Die Katakombe "Anonima di via Anapo". Repertorium der Malereien. - Città del Vaticano, 1991; J. G. Decker, G. Mietkc, A. Weiland.. Die Katakombe "Comodilla". Repertorium der Malereien. - Città del Vaticano, 1994.