2
Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Женский головной убор в ансамбле праздничного крестьянского костюма
1.1 Народный костюм как обрядовый праздничный комплекс................8
1.2 Целесообразность и декоративность как определяющие начала женского народного костюма........................................ 13
1.3 Головной убор в ансамбле женского костюма:.........................23
- головной убор - составная часть кос тюмного комплекса
- декоративность - выражение обрядового значения головного убора
Глава 2. Шаль в русской кульгурс XVIII- XIX веков
2.1 Из истории головного убора полотенчатого типа......................37
2.2 Шаль в ансамбле женского костюмного комплекса......................43
2.3 Эволюция бытования шали в русской праздничной культуре.............47
2.4 Основные русские центры производства:..............................55
-возникновение шелкоткацкой промышленности
-развитие и деятельность производственных центров
Глава 3. Шаль как атрибут праздничного женского костюма в контексте диалога крестьянской и городской культуры (XIX — начало XX века)
3.1 Новое соотношение конструктивного и декоративного начала в
народном женском костюме.............................................70
3.2 Платок в ансамбле женского костюма второй половины XIX - начала XX века..................................................................78
3.3 Шаль в ансамбле крестьянского и городского женского костюма (декоративность и многофункциональность)..............................84
3.4 Особенности декоративного оформления и технологии изготовления русской шали в XIX - первых десятилетий XX века.......................96
3.5 Художественное и семантическое значение шали в русской культуре конца XIX - начала XX веков..........................................114
Заключение..........................................................119
Список литературы....................................................121
Приложение
1. Словарь терминов..................................................1
2. Иллюстративное приложение 1....................................... 19
3.Описание образцов платков и шалей из фондов Российского
Этнографического музея. Публикуется впервые..........................30
4. Иллюстративное приложение II......................................42
3
Введение.
К началу XXI века изучение истории народного искусства стало особенно значимым и актуальным. Одной из главных причин исследовательского интереса стали процессы изменения в ориентирах современной художественной практики, обратившейся к наработкам и уникальному опыту народного творчества. Исследования, посвященные народному искусству, убедительно доказали, что современная практика вовсе не лишена глубоких исторических корней и генетических истоков.
В российской городской среде XIX - начала XX веков сформировались и утвердились новые культурные запросы и ценностные ориентации, эстетические вкусы и хз'дожественные предпочтения. Сегодня уже несомненна как историко-документальная, так и художественная ценность живописного и графического лубка, живописной вывески, сценографии фольклорного театра того времени. Исследования этого пласта отечественной художественной культуры доказали его значимость для современности.
В исторический период формирования новации русской городской культуры и их союза с фольклорными традициями искусство шали стало не менее значительным и получило широкую востребованность. Однако эта практика имела свои особенности: многочисленность русских центров, производивших шали, технологические новшества в процессе их создания, активный поиск новых выразительных средств и художественной образности свидетельствовали о значимости шали как необходимого праздничного атрибута в ансамбле женского городского костюма, о ее особой культурной символике. Между тем фундаментальных и конкретных исследований этого сложного и многосоставного явления народной культуры, которое сложилось в условиях дореволюционного русского города, сегодня практически нет.
История шали обозначенного периода тем более интересна, поскольку связана с процессами, которые осуществлялись на «перекрестке» разных типов сознания - мифоиоэгического и светского, разных типов
19
несложных комбинаций и плотности заполнения фона, при которой отдельные свободные его участки гармонично вплетались в общий рисунок и составляли неотъемлемую часть самого орнамента.
Таким образом, на основании даже краткого обзора декоративных составляющих русского крестьянского костюма видно, что любой декор (и, прежде всего, орнаментальный) всегда отвечал назначению костюма, следовал его пропорциям, ритму, членениям, создавая тем самым особый композиционно-пластический строй.
Описывая памятники народного искусства (в том числе и искусство костюма), исследователи отмечают, что в середине XVIII века конструктивные начала выражены в них активней. Декоративно-орнаментальное начало подчинено бытовому назначению предмета. В частности, орнаментика могла выступать как подчиненная деталь, однако, здесь она всегда выходила в «равновесие» с конструктивным оформлением костюма. Форма объединялась с целевым назначением орнамента, демонстрирующего в костюме свою самостоятельную целесообразность. В таком «диалоге» рождалось изделие, приобретающее преображенный, метафорический характер. Конструкция костюма вместе с декоративным украшением обычно достигала той завершенности, которая органично согласовывалась с изначально заданной целесообразностью (куда входило и мифопоэтическое отношение к действительности). Позднее это равновесие нарушается, декоративное наполнение начинает преобладать над конструкцией костюма, об этой эволюции речь пойдет дальше.
Но самое важное для нашего изложения состоит в следующем. Исследователи народного костюма обычно отмечают, что коренные различия между одеждой будничной и праздничной существуют не только в крое одежды, и не только в наборе основных ее частей: «разница в том, что дороже материал и наряднее вышивки, что они сложнее и богаче; а к основной схеме костюма прибавлены праздничные дополнения - особенный головной убор, яркие украшения на руках, на шее у женщин, на шляпе у
20
мужчин и пр. Крой тот же, тип одежды тот же, основная схема та же. И все-таки все выглядит новым, по-другому».8
В разных широтах земного шара праздничному костюму всегда была свойственна «броская яркость или намеренно поражающая сложность».9 Как отмечают исследователи, праздничный знаковый костюм лишь приблизительно соотнесен с особенностями рельефа человеческого тела, он не подчеркивает, не выделяет строения человеческого тела, его красоту, но и не скрывает се. Праздничный народный костюм к тому же намеренно обостряет преодоление естественности рельефа человеческого тела.
Во многих исследованиях, посвященных народному костюму, постоянно подчеркивается рациональная конструктивность такого кроя одежды, его простота. Праздничная же одежда, к которой существует почти культовое уважение, облекает человека в своеобразный панцирь. В самой процедуре надевания праздничного костюма есть нечто от священнодействия. К примеру, одевание невесты происходило торжественно. Причитая, она перечисляла свой наряд в песне. После невеста кланялась отцу в ноги, а затем обращалась к матери опять же песней. «Мать приносила дочери наряд, и девушки начинали ее одевать (Макарьевский уезд, Нижегородской губернии)».10 «В северных и центральных русских губерниях невесту одевали в кути за перегородкой, шкафами; в южнорусских губерниях невеста с девушками сидела на полу - деревянном возвышении между стеной и печыо, - место для спанья - где ее и одевали. Каждая часть одежды невесты внимательно осматривалась, совершалась молитва. Обычно невесту обряжали подруги, сваха или крестная мать».11
8 Семенова Т.С Народное искусство и его проблемы. Очерки. - М., 1977 - с. 134-135
9 Семенова Т.С Народное искусство и его проблемы. Очерки. - М., 1977 - с. 139
10 Шейн П.В. Великорус о своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах
и т. п. 'Г. 1 - СПб., 1900 - с. 721
11 Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах Х1Х-начала XX вв. Институт Этнографии. - М., 1984 - с. 34
- Київ+380960830922