2
Введение 3-33
Глава 1. Мебель русской неоготики 34 - 86
Глава 2. Мебель «а 1а Иег^Бапсе» 87 - 125
Глава 3. Помпейский вкус»
и стиль неогрек в русской мебели 126 - 162
Глава 4. Мебель «второго рококо» 163 - 212
Заключение 213 - 226
Приложение 1 227 - 237
Приложение 2 238 - 275
Список использованной литературы 276 - 284
Список иллюстраций 285 - 312
Иллюстрации 313
Введение
В 1895 году корреспондент петербургского «Художественноремесленного журнала» писал, что XIX век, «отличающийся реализмом и стремлением ко всему новому и оригинальному, все-таки, не сумел создать себе своего стиля, и ему, волей-неволей приходится подражать старым образцам и стилям, которые на время являются модными и преобладающими, как в художественных ремеслах, так и в устройстве убранства жилищ. В архитектуре мы видим, - писал наблюдательный современник, - что... остановились на светских постройках в стиле времен Возрождения... В убранстве же жилищ стили Людовика XIV, Людовика XV, Империи, Итальянского и Немецкого Ренессанса сменяются готическим и китайским в каком-то пестром водовороте: повсюду мы берем образцы, модели для нашей обстановки и мебели и во всем ищем красоту, яркость и удобства» ’.
Современник очень точно отметил особенность XIX столетия -искать новизну в прошлом, создавать новое, познавая и изучая старое и забытое.
Калейдоскоп стилей, смена вкусов и исторических идеалов в XIX веке, обусловленные развитием ретроспективных тенденции в русской архитектуре и искусстве, отразились, прежде всего, в дворцовом строительстве в Петергофе и Царском Селе, а также в убранстве интерьеров императорских и великокняжеских домов. В течение несколько десятилетий в резиденциях появились дворцы и павильоны, оформленные в различных исторических стилях. В царскосельских парках уже с конца 1810-х годах по проектам шотландского архитектора А.
1 Ср.: «Париж в унынии - и вся Европа скучает. Молы решительно истощились. Нет мол, решительно нет. Теперь все старо» (Иллюстрация. 1845. Т. 1, № 3. С. 47); «Наше время - переходное в искусстве, и потому в мебельном мастерстве пока еще не выработался стиль нынешней эпохи. Мы постоянно возвращаемся к старым образцам и болсс или менее удачно подражаем им» (Федоров П.Л. Столярно-мебельное мастерство. СПб., 1903. С. 262). В 1872 г. один из посетителей выставки архитектурных проектов в Академии художеств писал: «...на вопрос о стиле большей части современных зданий едва ли кто-нибудь даст ответ» (цит. по: Вольцснбург О.Э. «Архитектура русского интерьера u XIX веке. Эклектизм». Научно-библиографическим архив РАХ. Ф. 11. On. 1. 1936. Ед. хр. 51. С. 65).
39
год подобную перегородку повторили в одном из интерьеров «каменного флигеля у придворной церкви». В документе говорилось: «...на вкус готической сделать из шестнадцати звеньев деревянную с резьбою перегородку точно такову, какова сделана в покоях его превосходительства господина ген.-л. Ланского, а по зделании с надлежащим укреплением и на место поставить по показаниям архитектора Ильи Неелова» 9. Аналогичная ширма появилась и в Зеленой столбовой Большого Царскосельского дворца, отделяя часть помещения от расположенной здесь же Буфетной. Ее создание, как и появление ширм в петергофском дворце, связывают с именем архитектора Ю.М. Фельтена, работавшего над отделкой интерьеров в Царском Селе и Петергофе на рубеже 1770-1780-х годов 10.
Довоенные фотографии этих интерьеров дают представление о том, как выглядели «готические» перегородки: их створки имели стрельчатые завершения, были окрашены в белый цвет и декорированы золоченой резьбой, рисунок которой весьма отдаленно воспроизводил готические формы (ил. 1.1). Видимо, для современников Екатерины II наличия стрельчатых силуэтов и пинаклей было достаточным для того, чтобы вызывать ассоциации со средневековыми образами. Важно другое -увлечение готикой стало настолько захватывающим, что в барочном интерьере Ф.-Б. Растрелли появившийся элемент убранства не только не воспринимался чужеродным, но, напротив, привлекал необычностью и новизной 11.
4 Ширму изготавливали с 19 апреля по 12 мая и «в рассуждении такого короткого времени» за каждое звено было заплачено не по 50, а по 55 рублей (Там же. Л. 39 об.).
10 Ширмы-перегородки, существовавшие в Зеленой столбовой Большого Царскосельского и Диванной Большого Петергофского дворцов, уничтожены в годы войны; известны по инвентарным описанням и довоенным фотографиям.
11 К.А. Большова, видевшая эти предметы в довоенном Петергофе, писала: «но и здесь готическая перегородка не является резким контрастом к остальной отделке, как благодаря своей раскраске в светлых тонах, характерных для стиля Людовика XVI, так и благодаря своим орнаментальным мотивам: по ісраям стрельчатых арок, увенчанных флеронами, помещен вместо краббов вырезной круглый меандр, а посреди створок — подвески с акантовыми бутонами; кстати сказать, в этих подвесках основная ломаная линия ведет свое происхождение от китайщины, - такая стилистическая вольность оправдывалась, очевидно, экзотшшостью всех этих привнесенных стилей» (Большсва К.А. Ложная готика и связанные с нею интерьеры. Архив Академии художеств. Ф. 11. Оп. 1. 1935. Ед. хр. 47. С. 3). Однако явный стилистический диссонанс не мог остаться незамеченным. В начале XX в. А.Н. Бенуа
40
К числу ранних образцов русской «готической» мебели относятся гостиные гарнитуры, изготовленные из массива красного дерева (для дворцов и столичных домов) или окрашенной древесины (для усадеб), сквозные спинки которых были решены в виде перекрещивающихся стрельчатых арок (ил. 1.2). Этот тип мебели, появившийся в России в последние годы XVIII века, восходил к английской традиции: в нем без труда угадывались формы, предложенные Г. Хепплуайтом в альбоме «The Cabinet-Maker and Upholsterer's Guide», трижды переиздававшемся в 1788— 1794 годах 12 (ил. 1.3).
называл ширму «низкой перегородкой в достаточно уродливом мнимо-готическом вкусе» и, комме »пируя се появление, писал: «Эта стенка поставлена в 1780-х годах, когда вообше у Екатерины была склонность ставить подобные «турецкие» и «готические» перегородки» (пит. по: А. Бенуа. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. 1910. С. 113).
’2 Hepplcwhite, G. The Cabinet-Maker and Upholsterer's Guide. 1794. PI. 9. В Англии нсоготичсская мебель появляется почти одновременно с самими постройками. Так, для зала Лакокского аббатства в графстве Вилтшир, спроектированного С. Миллером в 1754 г., были изготовлены столы из тиса, украшенные готическим орнаментом, а в окна вставлены витражи, уцелевшие от первоначальной отделки. В Библиотеке Эрбери Холла сэра Р. Ныоднгейта - нервом образце переделки интерьера «пол готику» -появляются книжные шкафы со стрельчатыми завершениями и камин в форме гробницы. Показательно, что хозяин дома не только заключил старое здание в каменный фасад, сохранив первоначальную планировку, но сохранил старинную мебель.
Первые проекты мебели в «готическом вкусе» появились в 1754 г. связи с созданием убранства знаменитого Строуберри Хилла Г. Уолпола. «В отличие от любого другого дома середины XVIII в. Строуберри Хилл был полностью перестроен в готическом стиле как внутри, так и снаружи. [...] В качестве дома, полностью зыстроенного в стиле «Gothic Revival», Строуберри Хилл потребовал серьезного стилистического выбора между модной обстановкой и внутренним убранством», - отмечали исследователи. Уолпол придавал большое значение мебельному наполнению созданных по его воле интерьеров и для Большой гостиной заказал архите»стору Р. Бентли комплект готических стульев. Спинки стульев, изготовленных в 1754 г. согласно указаниям Уолпола, должны были походить на ажурные витражные окна готических соборов. При этом Уолпол хотел, чтобы мебель была выполнена из березы, окрашена под черное дерево, что должно было, по его мнению, соответствовать средневековым образцам. В дополнение к стульям в 1755 г. он заказал рамы для картин под мерное дерево и большой стол из эбенового дерева. В основе оформления Библиотека Строуберри Хилла, предложенного архитектором Чыотом, лежала старинная гравюра с изображением хор готического собора св. Павла, сгоревшего в 1666 г. Камин был также изготовлен по образцу камина на одной из старых гравюр. В окна вставили витражи, и этот декоративный прием стал традицией, распространившейся по всей Европе. Еще один элемент декора, впервые появившийся в Библиотеке Уолпола, стал обязательным для неоготических сооружений - изображение гербов предков, реальных н вымышленных. С этого момента интерес к генеалогии и использование геральдики в декоре «готических» сооружений стали обязательными. В Комнате Гольбейна, выполнявшей функции гостевой спальни и музея одновременно, находилась ширма, изготовленная из дерева и представляющаяся собой великолепный образец резной мебели Бентли, в декоре которой по воле заказчика были использованы декоративные мотивы позднеготических хор в Руанском соборе. Здесь же находился гарнитур из черного дерева, купленный Уолполом на аукционе - новый шаг, ознаменовавший начало пути от создания предметов в стиле - к обстановке со старинной мебелью.
Вероятно, не без влияния Уолпола, на волне увлечения готикой Т. Чиппендейл в своем альбоме «The Gentleman Cabinet-Maker’s Director» (1754) предложил мебель в «готическом» стиле. Ассортимент готических элементов, использованный им в проектах, был заимствован из арсенала архитектуры, и этот способ создания нсоготической мебели останется на долгие десятилетия определяющим. Так, в проектах стульев спинки часто трактовались в виде стрельчатых арок (вписанных в прямоугольную раму с треугольным завершением), напоминавших переплеты окон готических соборов. Интересно также отметить, что для размещения мебели «готического» стиля Чиппендейл определил холл, библиотеку,
- Київ+380960830922