Ви є тут

Творчество Мари-Анн Колло в контексте культуры эпохи Просвещения

Автор: 
Бедретдинова Лариса Мерсатовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172359
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................С.2
Гл.1 Документальные источники и история изучения
творчества М.-А.Колло....................................С.9
Гл.2 Биография...........................................С.26
Гл.З Скульптурный портрет во Франции (1700-1789). Его эстетические основы в теоретических трудах и художественной
критике этого времени....................................С.50
Гл.4 Творчество М.-А.Колло и интерпретация образа «просвещенного человека» в скульптурном портрете
второй половины 18 века.................................. С.83
Заключение..............................................С.180
Примечания..............................................С.186
Библиография............................................С.212
Приложение 1. Список произведений М.-А.Колло.............С.223
Приложение 2. Архивные документы.........................С.232
Приложение 3. Предлагаемые атрибуции.....................С.261
2
Введение
Настоящая работа посвящена исследованию творческой судьбы и скульптурного наследия Мари-Анн Колло в их связи с просветительским движением и европейским неоклассицизмом и рассматривает вопросы развития французской и русской скульптуры 2-й половины 18в. Мари-Анн Колло остается наименее изученным французским скульптором, для которого пребывание в России стало главным эпизодом творческой биографии. Изучение ее наследия важно для представления о развитии как французской, так и русской скульптуры. Наследие Колло рассматривается в диссертации в свете нескольких исследовательских проблем, возникающих в связи с анализом первого парижского, петербургского и парижско-гаагского периодов творчества скульптора.
Проделанный анализ научной литературы позволил выделить несколько актуальных направлений в изучении жизни и творчества М.Колло. Накопленные данные о творческом наследии художницы упоминаются при рассмотрении проблематики этого времени в нескольких аспектах: как часть общекультурного наследия эпохи Просвещения; более конкретно, как художественное воплощение идеологии просвещенного абсолютизма; как один из важнейших эпизодов в истории русско-французских художественных контактов 2-й половины 18в.; при разработке проблем становления неоклассицизма.
В связи с этим автором диссертации выделены следующие задачи. Во-первых, уточнить детали биографии, рассматривая скульптора как личность эпохи Просвещения. Во-вторых, исследуя контакты Колло с просветителями, выяснить, какое место занимает ее творчество в культуре Просвещения. В-третьих, определить характер изменений, происходящих в ее произведениях в контексте становления европейского неоклассицизма. В-
25
глубокое изучение наследия Колло, поскольку только более подробная картина творчества всех трех мастеров поможет уяснить сам ход становления скульптурной школы в Петербурге и роли русско-французских контактов в этом процессе на протяжении 2-й половины 18в. Восстановление всей цепи работ французских скульпторов позволит точнее определить место Колло среди мастеров французской россики и ее вклад в художественные контакты двух стран.
Во 2-й половине XX в. продолжалось изучение отдельных произведений Колло, и в связи с ними предпринимались попытки переосмысления некоторых аспектов творчества скульптора в целом. В статье 1965г. - «Мари-Анн Колло в России: два портрета» английский исследователь Г.Н.Оппсрман60, атрибутировав бюст, считавшийся ранее автопортретом, как изображение дочери английского посла в Петеребурге, определяет различия в манере портретирования Фальконе и его ученицы, подчеркивая независимость и самостоятельность Колло. Вместе с тем, он считает, что возможностью заниматься скульптурой она целиком обязана Фальконе, обладавшему талантом портретиста, но не желавшему вникать в особенности неблагодарного жанра. И как только у скульптора, руководствовавшегося лишь собственным интересом, отпала надобность поощрять ее занятия, она превратилась в сиделку и домашнюю хозяйку. Аргументируя свою точку зрения, Оиперман анализирует факты творческой биографии Колло, используя редкие источники и не публиковавшийся ранее материал из архива М.Янкович. В статье французской исследовательницы А.Раймонд 1973г. рассматривается терракотовый бюст 1765г. из Лувра 61и предлагается идентификация изображенного как Э.-Н.Дамиллавиля, сотрудничавшего в Энциклопедии Д.Дидро.
В конце 1990-х годов возникла новая волна интереса к творчеству Колло, пересматривается се место в истории портретной пластики 18 столетия. Этот интерес проявился и как следствие внимания современных исследователей к более общим проблемам женского творчества. В конце
26
1990-х годов проводились совместные русско-немецкие исследования, касающиеся гендерных проблем в культуре62, прошел ряд выставок, посвященных женщинам-художницам63. Изучается эрмитажное собрание произведений французского скульптора с точки зрения музейных экспертов6"3. Очень высоко оценивает наследие Колло французская исследовательница М.-Л.Бекер. В статьях под названием «Мари-Анн Колло: искусство терракоты в женских руках» и «Мари-Анн Колло в Петербурге» ею анализируются не только ранние терракоты художницы, но делается краткий обзор всего творческого пути65. В ее статьях особенно важен материал, касающийся парижских работ художницы. Исследовательница публикует и идентифицирует вновь найденную раннюю подписную и датированную терракоту скульптора, отвергает ряд вызывающих сомнение прежних определений изображенных. Она считает Колло предшественницей Ж.-А.Гудона, оказавшей на него серьезное влияние. В частности, отмечается, что художницей впервые используется тип портрета, появление которого у Гудона названо автором книги о Гудоне Г.Г.Арнасоном вехой в истории портретной скульптуры.
В свете всего накопленного материала однако становится очевидной недостаточная изученность творческого наследия Колло, как важного звена именно в истории русско-французских связей в области скульптуры. Обобщающие статьи о творчестве Колло написаны французскими авторами, но для полноты картины им недостает фактического материала, поскольку архивные документы о жизни в Петербурге и лучшая часть ее наследия находятся в российских собраниях. В последние годы в отечественном искусствознании вновь возник интерес к наследию М.Колло, но еще не предпринималось попыток анализа в целом всех известных петербургских произведений скульптора. Назрела потребность проанализировать накопленный материал и представить по возможности наиболее полную картину творческого развития художницы в контексте культуры своего времени.