Ви є тут

Образы садов и парков в интерпретации русских художников : от предромантизма к символизму

Автор: 
Давыдова Ольга Сергеевна
Тип роботи: 
от предромантизма к символизму
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
336
Артикул:
172112
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
4
ЧАСТЬ I. Символическое в романтизме и романтическое в символизме. Опыт интерпретации на примере эволюции садово-паркового мотива в русском искусстве...................................................17
ЧАСТЬ II. Символическая реальность 11 редром анти чес ко го и раннего романтического пейзажа. Образы садов и парков в творчестве художников конца XVIII - начала XIX века.......................................79
ЧАСТЬ III. Образы садов и парков в интерпретации художников русского
символизма........................................................118
Глава I. Образы садов и парков в творчестве
М.В. Якунчиковой и художников группы «Мир искусства»...............118
Глава 2. Сады на грани видимости: иконо!рафия сказочного пространства в
творчестве М.А. Врубеля............................................146
Глава 3. Стилистическая роль садово-паркового образа в творчестве
В.Э. Борисова-Мусатова.............................................162
Глава 4. §1. Образы садов и парков в живописи художников
«Голубой розы».....................................................195
§2. Художественный ансамбль «Новый Кучук-Кой» -символический сад «Голубой розы»...................................218
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................246
БИБЛИОГРАФИЯ......................................................289
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Краткий список литературы по символике, эмблематике
и гаданиям, имевшей хождение в России в XVIII—XIX веках, составленный в хронологическом порядке............................................339
2
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Список произведений русских художников из собрания
Государственного Эрмитажа, в которых встречается садово-парковый мотив
(к Главе II-ой, сноске 73)..............................................351
ПРИЛОЖЕНИЕ III. Пояснение к краткому списку символистских работ, с
явно выраженным садово-парковым образом.................................354
<
ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Поэма С.В. Шервинского «Пруды ушли, но все ручей бежит...»...............................................................380
3
на этом дереве, знаменуют людей, сок в дереве знаменует ясное Божество. Теперь, люди созданы из природы, звезд и стихий: Бог же, творец, господствует во всех, подобно как сок в целом дереве» . Эти слова Я. Беме кажутся очень уместными в отношении проблематики искусства художников «Голубой розы». Все в их искусстве воспринимается знаково и символично, даже постепенное превращение «Алой розы» (выставка 1904 года) в «Голубую» (1907 год):
Разлукой рок дохнул. Мой алоцвет В твоих перстах осыпал, умирая,
Свой рдяный венчик...
<...>
Мед лепестков, и горестных примет Предотвращали темную угрозу, -Паломники, любовь, путей твоих, -И ели набожно живую розу19...
Художественное пространство - это всегда трансформация, метаморфоза, опирающаяся на особое видение мира, высвобождающая из зримого рельефа новые образные взаимодействия; это переход из устойчивых значений в разветвленный ассоциативный мир подобий, расширяющий временные границы произведения и уводящий понимание его сущности за пределы сюжета: «Изучение природы есть изучение эмблем подлинности, а не самой подлинности: природа не природа вовсе: природа есть природа моего «я»: она - есть творчество»50. Превращение, как одна из таинственных данностей жизни, в искусстве символистов становится творческим принципом. Однако тема трансформаций возникает задолго до эпохи модерна. Даже знаменитые «Метаморфозы» Овидия (начало работы над которыми, определяют II г. до н.э.) были не первым сочинением на эту тему: еще в III в. до н.э. Эратосфен описывал
37
превращения людей в звезды. Интересно отметить, что сама идея метаморфозы и изменений легендарно связывалась с сущностью «Серебряного века». Например, в «Иконологии, объясненной лицами, или полном собрании аллегорий, емблем и пр...» (1803), мы находим следующий образ: «Сей второй век представляется в виде молодой девицы меньшей первыя красоты (имеется ввиду сравнение с «Веком Золотым» - О.Д.), для означения начала перемены в природе. <...> В сем веке начали обрабатывать и строить хижины»51. Если говорить о ландшафтных метаморфозах, то тема переходных состояний пространства наиболее символично звучит в саду. Намеки, знаки, ассоциации, искусством придающие образу природы особую «грацию, без которой сад ни какой прелести иметь не может, без которой перестает он быть садом»52, модифицировано передают образ потерянного рая, который есть самая заветная цель возрождения, а в земных пределах -иллюзия покоя:
Дыша невинностью, пью воздух, влагу рос,
Зрю на багрянец зарь, на солнце восходящее,
Ищу красивых мест между Лилей и роз,
Средь сада храм жезлом чертящих.
Иль, накормя моих пшеницей голубей,
Смотрю над чашей вод, как вьют под небом круги;
На разноперых птиц, поющих средь сетей,
На кроющих, как снегом, луги53.
Емкие, насыщенные глубокими ассоциациями образы просто и естественно оживают- в пространстве природы, втекающем в сердце через преображенную картину сада, развивая романтические ассоциации. В приведенном отрывке, конечно, еще нет намеренной символической
38