2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3-22
Глава 1. Осмысление церковного искусства в конце XIX — начале
XX вв. 23-44
Глава 2. Церковная живопись Виктора Васнецова. «Религиозно-
национальный стиль» 45-98
Глава 3. Церковная живопись художников «круга Виктора
Васнецова» 99-142
Заключение 143-149
Список использованной литературы и архивных документов
150-170
Публикации автора 171-172
Приложения 173-223
Список иллюстраций 224-233
Альбом иллюстраций 234-339
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью русской культуры была религиозная направленность, которая на протяжении веков проявляла себя по-разному, в большей или меньшей степени, но никогда не угасала. Конец XIX в. отмечен активным интересом к своим национальным корням и, как следствие, возрождением отечественных традиций. Истоки и природу русского духа видели в православии. Государственная власть способствовала росту национального самосознания, которое определялось как религиозное. Активное строительство и последующее оформление храмов на рубеже Х1Х-ХХ вв. можно рассматривать как одну из сфер внутренней политики Российской империи того времени.
Обращение к отечественным традициям на стенах новопостроенных храмов потребовало творческого преобразования византийских и древнерусских ценностей в свете политических и общественных интересов. Идеи «соборности» в русской философии рубежа Х1Х-ХХ вв. и образы святых в храмах должны были способствовать сплочению русского народа, в котором произошел раскол на интеллигенцию и простой люд.
С торжеством процесса секуляризации, начавшегося в XVIII в. примат религиозности в русском искусстве уступил место идейности. На рубеже XIX - XX вв. духовная установка обрела иные формы. Живопись в храмах была призвана выразить не учение Церкви, а высшие идеалы общества. Демократизация искусства, господство реалистических тенденций, классицистические традиции академической школы, увлечение художников живописью
итальянского ренессанса наложили отпечаток на церковное искусство. В 1899 г. историк Н.В. Покровский писал: «В целой истории нашего
определении ценности своего наследия - от отрицания и неприятия художественных достоинств до признания и восхищения.
В статье «Общие понятия о русской иконописи», написанной в середине XIX в., Буслаев отметил «однообразие и неразвитость» русской иконописи вплоть до XVII в.: «Как бы высоко не ценилось художественное достоинство какой-нибудь из старинных русских икон, никогда она не удовлетворит эстетически воспитанного вкуса, не только по своим ошибкам в рисунке и в композиции, но и особенно по той дисгармонии, какую всегда оказывает на художественное произведение, в котором внешняя красота принесена в жертву религиозной идее, подчиненной богословскому учению...»12. Отрицая художественные достоинства древнерусской живописи, ученый выдвинул главное её преимущество перед западным искусством, заключенное в «святости и божественности изображаемых личностей». Постигая и обосновывая русскую иконопись, Буслаев пришел к выводу, что «русское искусство... намеренно наложило на себя узы коснения и застоя, и , вместо того, чтобы питать воображение, держало его целые столетия в заповедном кругу однообразно повторяющихся иконописных сюжетов из Библии и Житий Святых, и если не впало оно в совершенную апатию, то потому только, что находило для себя жизненный источник в религиозном благочестии»13. Католическое искусство, по мнению Буслаева, могло бы превзойти наше отечественное, если бы не злоупотребляло привнесением светских мотивов в религиозные сюжеты. Заслуга Буслаева заключается в том, что он один из первых назвал главные, по его
12 Ф.И. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - СПб., 1861. Ссылки даются на издание: О русской иконе. - М.: Благовест, 1997. - С.32.
° Там же. С.39.
мнению, особенности древнерусской живописи - «религиозность и эпичность».
Буслаев независимо развил мысль славянофила Погодина о храме, живописное убранство которого должно прославлять русскую историю со времен крещения. Его определения -«религиозность и эпичность» - стали главными характеристиками церковной живописи конца XIX - начала XX вв.
Русская икона, согласно постановлениям Церковных Соборов, не могла подвергаться изменениям. В иконописании требовалось не совершенствование художественных достоинств, а
воспроизведение укоренившихся канонов. Отметив первобытное состояние древнерусского искусства, его неразвитость и
отсталость, Буслаев поставил вопрос об эстетической стороне русской иконы и о природе иконописания. Под природой исследователь подразумевал верность изображения действительности. Ученый полагал, что русской иконе не хватало изящества византийской живописи, благодаря которому
отечественное искусство по художественным достоинствам могло быть поставлено в один ряд с западным. Стремление к совершенству в русской иконописи проявилось во второй половине XVII в. в лице Симона Ушакова, творчество которого «примирило» отечественную, живописную традицию с западной. Здесь Буслаев подошел к третьей характеристике церковной живописи данного периода - верность действительности или правдоподобие образов. Человеку конца XIX в. символикодогматический язык древней иконы был непонятен, его
восприятию была ближе живопись классицизма, с четким соблюдением правил академической школы. Поэтому от церковного искусства рубежа веков требовали художественной
- Київ+380960830922