Ви є тут

Восточная тема в русском интерьере второй половины XIX - начала XX века. Опыт реконструкции

Автор: 
Андронова Ирина Олеговна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
322
Артикул:
172141
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение..............................................................3
«
Глава 1. Восточная тема в русской культуре второй половины
XIX- начала XX века. Историографический обзор........................18
Глава 2. Мусульманский Восток в русском интерьере
середины XIX- начала XX века.........................................42
Раздел 2.1. Восточная тема в художественной культуре
второй трети XIX века: от романтизма к историзму........:............42
Раздел 2.2. Интерьеры в «восточном» вкусе
второй половины XIX века: «тюркери» и другие азиатские стили.........57
Раздел 2.3. Восточные стили в системе исторических интерьеров
последней четверти XIX. «Альгамбра» и мавританские комнаты...........78
Раздел 2.4. Восточная тема в русском интерьере конца XIX -
начала XX века: Арабский стиль, Могольг, Сарацинский стиль..........126
Глава 3. Искусство Дальнего Востока в русском интерьере
второй половины XIX - начала XX века................................171
Раздел 3.1. «Шпнуазри» в русском интерьере
второй четверти XIX века: двойное отражение.........................171
Раздел 3.2. Историзм: интерьеры в «китайском» вкусе
второй половины XIX века: новый китайский стиль И.А. Монигетти 183
Раздел 3.3. Китай и Япония в русском интерьере
последней четверти XIX века: путешествия и коллекционирование.......194
Раздел 3.4. «Японизм» в русском интерьере конца XIX - начала XX века: взаимодействие с эстетизмом и модерном..............................228
Заключение..........................................................247
Библиография...................................................... 250
Приложение........................................................ 279
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что сейчас стало очевидным, сколь масштабным было увлечение Востоком в европейской культуре XIX века. Ориентализм, рожденный эпохой романтизма, для которой вновь открытый Ближний Восток сыграл роль идеального оппонента в поисках самоидентификации, породил не только «Западно-восточный диван» Гете, но и тюрбаны на головах европейских модниц рубежа 1820-1830-х годов. Вскоре новое увлечение получило развитие в культуре историзма, где Ближний Восток наряду со вновь возродившимся интересом к Китаю и чуть позже - к Японии занял заметное место в р5*ду многочисленных стилей, питавших творчество европейских мастеров середины и второй половины XIX столетия. Одним словом, увлечение Востоком можно назвать «сквозным» явлением: видоизменяясь по виду и, по сути, типично для разных этапов европейского искусства названного периода.
Сказанное в равной степени относится и к русской культуре. Однако взаимоотношения России и Востока имеет свою специфику. Речь идет не только о том, что в состав империи входили народы, исповедующие ислам и буддизм, но и о важной для российского самосознания, культурной близости древней восточной традиции. Развиваясь в течение всего XIX века, эта тема становилась все более актуальной к концу столетия, заявляя о себе в разных сферах - от идейной до сугубо практической. Оставляя в стороне философские изыскания и становление отечественной востоковедческой школы, пришедшееся на последние десятилетия века, хотелось бы обратить внимание на беспрецедентный факт, имеющий прямое отношение к предметной сфере. Речь идет о том, что «кузнецовский» фарфор в восточном стиле в начале XX века экспортировался в Китай, где пользовался большим успехом, как «истинно китайский».
Исследователи отечественной культуры XIX - начала XX века не раз отмечали, сколь заметное место занимала тема Востока в русском интерьере названного периода. Это могло проявляться и в сложении особых типов
71
романтических, фантастических путешествий в южные страны, которая поддерживалась архитектурным оформлением мавританских, восточных садов.
Одним из первых интерьеров, с мавританскими чертами является будуар12 в доме И.В. Пашкова на Литейном проспекте, 39 в г. Санкт-Петербурге, созданный 1857 году архитектором А.И. Резановым10 (Илл. 35, 36). И даже по частично сохранившимся элементам его убранства, можно не только говорить о былом великолепии интерьера, но и о попытке артистической интерпретации в рамках некоего представления о восточном стиле. Согласно обнаруженной нами описи квартиры, «учиненной 23 мая
1 *7 I
1857 года» плафон и карниз были расписаны живописью с позолотой в «мавританском» стиле. Пол дубового паркета был затянут ковром. Стены обтянуты шелковой с шерстью тканью привезенной из Парижа. Окна с ясеневыми переплетами и подоконниками черного мрамора. Над окнами были «резные коробки под черное дерево», имеется в виду архивольт в виде резной многочастной арки. Будуар отапливался камином из белого мрамора с железным таганом и медной оправой. Над ним во впадине было прикреплено зеркало из двух кусков. На камине стояли три китайские вазы. Подковообразная арка венчала нишу. Ниша будуара декорирована в верхней части геометрическими композициями в восточном вкусе. Орнамент окрашен белой и коричневой краской. Подобный же декор имела дверь в восточной стене будуара. Резные двустворчатые дубовые двери, ведущие в комнату, были разбиты на три филенки, с восточным геометрическим, вызолоченным орнаментом. Двери ранее были окрашены под орех. Портьеры на коробке двери, которая вела в гардероб, были из той же ткани что и на стенах. В верхней и нижней филенке резьба в высоком рельефе; геометрический орнамент, в центре и в четырех углах - резные розетки, верхняя часть которых покрыта звездчатым орнаментом плавно переходящим в четкие
172 Ранее не рассматривался.
17J В 1842-1849 годах совершил пансионерскую поездку в Испанию.
174 КГИОП, СПб Архив. Историческая справка. Ф. № 588, опись Н 1681 /1. 1974; Н-6145, 2004. С. 21.
72
линии геометрического орнамента. Колорит интерьера выдержан в нежно зеленой гамме. 175 Вместе тем, судя по описи оформление этого интерьера можно отнести еще к раннему этапу развития ориентальных стилей, так как в нем присутствуют черты эклектичного сочетания турецкого стиля с его обилием драпировок и элементов мавританского декора в резьбе по дереву.
Увлечение Востоком приобретает во второй половине XIX века в русской культуре более осмысленный, отрефлексированный характер. Наиболее показательно - здесь возникновение индивидуальных манер в трактовке одного стиля в интерьере. Так, если архитектором А.И. Штакеншнейдером турецкая тема решается с помощью пышных драпировок, создающих иллюзию шатра, то И.А. Монигегги прибегает к резной декорации корпусной мебели нижнего яруса стены, единому стилевому решению в оформлении обивки мебели, декоре штор. Рассмотрим каждый из приемов в отдельности.
И.А. Монигетти, получив должность архитектора Высочайшего двора, в 1862-1866 годы декорирует интерьеры императорского дворца в новом крымском имении в Ливадии (Илл. 37, 38). Примечателен тот факт, что архитектор, зарекомендовавший себя как специалист по турецким декорациям, не только оформляет в этом стиле кабинет для императора Александра П (фрагмент которого был нами атрибутирована на одной из фотографий177 К.К. Булла), но и создает в этом же здании кабинет в «китайском» вкусе. Определив соседство Ближнего и Дальнего Востока в декорациях дворцового интерьера, архитектор создает тем самым отечественный прецедент сосуществования функционально однотипных помещений, но различных в стилистическом убранстве.
В кабинете, оформленном в «турецком» вкусе, где явно прочитывается репродукционный подход, между входной дверью и оконным проемом
75 Именно в этом колорите, архитектором Н.П. Красновым спутя полвека будет создан будуар во дворце «Дюльбер», как и архитектором Иогансеном Э.-В. Ю. в особняке Гилзе-Фан-дер Палса, о чем мы будем писать позднее.
176 Утраченный памятник
177 ЦГАФФКД. г. Санкт-Петербург. Фотоархив. Дореволюционный раздел «Неустановленные интерьеры» А. 9312. Фото 1900-е.