Ви є тут

Выставки русской живописи в Китае : история и современность

Автор: 
Чэнь Вэньхуа
Тип роботи: 
история и современность
Рік: 
2008
Артикул:
172195
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. История возникновения и развития интереса к русскому искусству в Китае (XVIII - первая половина XX веков)..................10
1.1. Появление русской масляной живописи в Китае (XVII в.)...........10
1.2. Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае (первая зреть XX века)....................................22
1.3. Пропаганда советского искусства в Китае (30-50-е годы XX века)..38
Глава 2. Советское искусство в Китае (II половина XX века)............47
2.1. Движение «Учиться искусству у СССР» ............................47
2.2. Принятие КНР советского метода «Социалистический реализм».......68
2.3. Выставки советского искусства в Китае во II половине XX века....81
Глава 3.Новейшие условия художественного обмена между Китаем и Россией на рубеже ХХ-ХХ1 веков........................................95
3.1. Художественная ситуация в Китае в конце XX века ................95
3.2. Особенности выставок русского искусства в Китае после 2000 г....107
3.3. Особенности художественного рынка но продаже произведений
русской живописи.....................................................116
Заключение...........................................................128
Библиографический список.............................................130
Приложение: Альбом иллюстраций.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Данная диссертация посвящена исследованию истории проникновения в Китай русского изобразительного искусства и, в частности, станковой живописи масляными красками, которую китайцы называют «масляная живопись». Динамика этого процесса носит волнообразный характер, в
II* _
зависимости от исторических, социально-политических условии и культурной заинтересованности обеих стран.
Культурный обмен, и особенно обмен достижениями искусства, является существенной формой общения между народами и действенным средством достижения взаимопонимания и дружбы. Выставки изобразительного искусства - этого зримого воплощения национального духа народа - важная составляющая в отношениях между странами. Искусство масляной живописи представляет собой язык, максимально доступный для широкой публики, способствующий более глубокому взаимопониманию художественной культуры Китайской Народной Республики и Российской Федерации.
Опыт художественного обмена между Китаем и Россией уходит своими корнями в далёкое прошлое. Проникновение произведений русского изобразительного искусства в Китай началось в XVIII веке, но тогда оно не оказало заметного влияния на китайскую замкнутую национальную культурную традицию. В начале XX в, в связи с интегративными процессами во всём мире, Китай был вынужден открыть свои много веков замкнутые границы и интегрироваться в мировое сообщество. Китайцы начали устремлять взгляд на весь мир, стремиться к контактам с европейскими государствами. В то время изобразительное искусство Западной Европы развивалось очень динамично, и было привлекательно для других народов мира, но Китай ещё не был готов воспринять его. Революционное же искусство новой государственной формации, каким явился Советский Союз, оказалось востребованным борющимся за независимость китайским народом. После создания Китайской народной
15
Экзотические страны Дальнего Востока привлекали русских художников. В качестве пенсионера Петербургской Академии художеств летом 1917 г. в Китай прибыл Александр Евгеньевич Яковлев (1887-1938). Будучи учеником известного художника Д.Н.Кардовского, он хорошо овладел азами мастерства натурных зарисовок и техникой масляной живописи, побывал в творческой поездке по Италии, где познакомился с классическим искусством и создал много собственных произведений. «Приехав в Пекин, Яковлев сразу же приступает к работе. Действительность превосходит все ожидания. Огромный азиатский город становится его мастерской. Он пишет людей, улицы, дома, причалы. Большой интерес вызывают в нём китайский театр, культура и искусство древнего Китая. Необычное, невиданное прежде поражает воображение художника, вдохновляет на создание многочисленных работ. Результатом явилась первая
о
в жизни персональная выставка в Шанхае». Образно выразительное, реалистическое искусство Яковлева снискало ему много поклонников в Китае.
В связи с революционными событиями в России пребывание Яковлева в Китае затянулось до 1919 г. Он делал много рисунков с натуры, писал живописные портреты и композиции «на китайские темы», интересовался пекинской оперой, изучал её и в 1917-1919 гг. создал картины «Девушки в ложе» (1918), «Ложа пекинского театра» (1919), «Акробатическое движение оперы» (1919), «Портрет маньчжурки» (1919), «Марионетки» (1919), «Театральная сценка. Борцы» (1919), «Китайские маски» (1919) и многие
о
другие. Колорит этих полотен светлый, краски яркие и они имеют «восточную декоративность», ранее не свойственную произведениям этого художника. Персональная выставка Яковлева в Шанхае прошла с большим успехом, он заинтересовал своим творчеством широкие круги зрителей, картины хорошо раскупались. В 1920 г. он переехал в Париж и там
7 Щербакова Г. Художпик-аггашс. // Художник, №8, 1990. - М.: Союз художников РСФСР, 1990, №8, С. 40
8 Ж-л «Художник», №8, 1990. С. 36-45.
16
устроил выставку работ по результатам путешествия в Китай. Выставка имела грандиозный успех и почти все работы были раскуплены. Эта выставка принесла художнику широкую известность. Из Парижа выставка отправилась в Лондон, где с нею познакомились английские ценители искусства. Во Франции Яковлев продолжал писать картины на темы своих впечатлений о Китае и воспоминаний о пекинской опере. Он демонстрировал свои произведения на выставках и печатал их репродукции. В 1922 г. в Париже был издан альбом «Дальний Восток в рисунках и картинах Александра Яковлева», содержащий репродукции его картин из китайского цикла.
Спустя 12 лет, Яковлев вновь оказался в Китае. В 1931-1932 гг. он в качестве приглашённого художника принял участие в экспедиции автомобильной фирмы Ситроена через Центральную Азию по странам: Сирия, Персия, Афганистан, Монголия, Китай - так называемый «Жёлтый круиз». В пути он нарисовал много эскизов к живописным произведениям, включая гуаши, карандашные наброски и этюды маслом. В 1932 г. художник вернулся в І Іариж, там устраивал выставки, на которых экспонировались его произведения по итогам путешествия. В 1933 г. «Галерея Шерпантье» показала около 500 его работ, среди которых было не мало картин, отражавших жизнь в Китае.9 Благодаря его рисункам сангиной и углём, гуашам и масляной живописи, европейцы не только приобрели определённое знание о Китае, но и, как сам автор, прониклись вниманием, интересом и любовью к китайской культуре.
В 1920-е гг. в связи с революционными событиями в России и Гражданской войной на Урале и в Сибири в Китай хлынул многочисленный поток русских эмигрантов. По преимуществу это были представители дворянства, военные, инженерная и художественная интеллигенция, бежавшие от «страшного бедствия» революции. Большинство из них обосновывались на севере Китая, в местах, обжитглх русскими ещё с XVIII в.,
5 Лсйкинд О.Л., Махров К.В., Ссвсрюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. Библиографический словарь СПб.: Издательство «Нотабене», 1999. с. 56.