Ви є тут

Основные этапы развития российской декоративной керамики последней трети XX века

Автор: 
Малолетков Валерий Александрович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
272
Артикул:
172281
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ РОССИИ 70-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА..................................................... 14
1.1 Керамика как новый вид пластического искусства....... 14
1.2. Значение художественных выставок в процессе становления отечественной керамики................................... 16
1.3. Предпосылки рождения московской школы керамики 31
1.4. Гиперреализм в московской декоративной керамике 80-х годов............................................... 46
1.5. Ленинградская школа декоративной керамики (70-е гг) 50
Г ЛАВА II. ПРОБЛЕМА СИНТЕЗА И ПРОСТРАНСТВА В ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКЕ.................................... 87
2.1. Материал и форма.................................... 87
2.2. Новое освоение пространства......................... 92
2.3. Архитектоника...................................... 100
2.4. Декоративность как художественная категория...... 104
2.5.Взаимодействие декоративной керамики с другими видами искусства и материалами..................................106
2.6. Проблема формы в декоративной керамике............. 111
2.7. Знаки и символы.................................... 115
2.8. Имитация материалов.............................. 116
2.9.Влияние различных видов искусства на формообразование керамики............................................117
2.10 .Эволюция предметной формы....................... 119
2.11 . Влияние элементов театрализации на декоративную
керамику................................................ 121
2.12. Композиция........................................ 130
Г Л А В А III . РУССКАЯ ДЕКОРАТИВНАЯ КЕРАМИКА 90-Х ГОДОВ. КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА КЕРАМИКИ.......................138
3.1. Декоративная керамика 90-х
годов....................................................138
3.2.Поиск новых эстетических категорий...................142
3.3. Опыт применения декоративной керамики в храмовом искусстве................................................161
3.4. Красноярская школа керамики.........................165
3.5. Декоративная керамика Сибирского региона............172
3.6. Декоративная керамика Алтайского края...............177
ГЛАВА IV. АРХИТЕКТУРНО ДЕКОРАТИВНАЯ КЕРАМИКА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX ВЕКА..................................184
4.1. Архитектурно-декоративная керамика России.......... 184
4.2. Монументально-декоративная керамика Москвы......... 191
4.3. Архитектурно-декоративная керамика Ленинграда.......196
4.4. Декоративная керамика в интерьере...................198
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................224
ПРИМЕЧЕНИЯ...............................................231
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................233
ПРИЛОЖЕН® «Методика создания декоративной керамики
России последней трети XX века»......................244
отражение в сосудах Э.Гинстлинг с «обнаженным» внутренним пространством, в вихре пластики В.Петрова и т.п. Творческие поиски керамистов в тот момент шли параллельно исканиям скульпторов, дизайнеров, художников театра. Направление их работы приблизилось к архитектуре, где актуализировалась потребность в декоративном обогащении плоскостей и объемов. Таким образом керамика стала лабораторией поисков и реализации новых художественных средств декоративного искусства
Следует также отметить высокие экспозиционные качества выставки. Сложность экспонирования произведений декоративно-прикладного искусства заключается в необходимости создания общей картины развития искусства при выделении основных стилеобразующих произведений. Авторы концепции экспозиции - художники А. и В. Насвитасы и профессор Л.Стролис - достигли гармонии целого и меры всех вещей.
У ряда художников было заметно стремление лишь к самовыражению, доминирование демонстрации мастерства в решении формальных задач при забвении исконно национальных традиций и понимания смысла декоративного творчества. В качестве примера можно привести попытку
В.Ореховой повторить форму прялки в глине. Подмена материала при создании произведения декоративного искусства на основе реально существующей традиционно утилитарной вещи редко приводила художника к успеху. То же можно сказать и о кубических объемах из люстровой керамики с маленьким чайником на них работы В.Цыганкова. Подобное соединение воспринимается как механическое, а «русская деталь» использована нарочито и формально.
Произведения участников симпозиума подтвердили, что им ближе путь творческого развития наследия - как народного искусства, так и авторского, (начиная с изразцов ХУ-ХУ1 веков и кончая майоликой М.Врубеля), творческое использование разнообразных видов, декоративных приемов, композиции, цвета, взаимодействия с архитектурой.
26
Интересным примером соединения декоративной керамики и ландшафтного пространства стала международная выставка «Интеррыбпром-75», проходившая в Ленинграде. Ленинградские художники во главе с Б.А.Смирновым сумели превратить ее в увлекательное действо, отмеченное чертами карнавала и театральности, в которой романтизированную атмосферу создавали именно произведения декоративного искусства. На скрещении пешеходных трасс, которые вели к павильонам стран-участниц выставки, была расположена своеобразная «лужайка рыб» - небольшая площадка, населенная керамическими, деревянными, металлическими, витражными и текстильными изображениями рыб. После атмосферы павильонов, посвященных средствам добычи и переработки рыбы, это небольшое пространство производило впечатление своего рода философского сада, становясь образно-художественной и пространственной паузой между утилитарной производственной информацией.
В начале работы предполагалось за основу художественного решения взять детские рисунки, однако в процессе работы этот замысел претерпел изменения. Молодые художники, выполняя элементы по эскизам детей, сами включились в игру, выступая уже не столько как исполнители, сколько как авторы. Принцип игры, театральности, пронизывающий весь сценарий оформления, был реализован в «лужайке рыб» с наибольшим успехом: творческое перевоплощение и импровизация стали основными требованиями к художникам, включение в игру, сопереживание, активизация восприятия ожидалась и от зрителя.
Пластические изображения рыб отличались разнообразием - от бесхитростно воспроизводящих наивные детские рисунки о четырех ногах до остросовременной по образной структуре, включавшей лукавую игру с материалом и функцией скульптуры Г.Капеляна, который использовал сварку для создания из проволоки, деталей велосипеда и инструментальных отходов рыбу на колесах. От рыб, представлявших собой почти абстрактные
27