Ви є тут

Колористика московской архитектуры эпохи модерна

Автор: 
Шамраева Елена Юрьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172425
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА. ИСТОКИ И
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИКИ
АРХИТЕКТУРЫ МОСКОВСКОГО МОДЕРНА........................... 16
1.1 Архитектурная колористика............................. 16
1.2 Цветовая культура Москвы.............................. 23
1.3 Источники формирования колористики архитектуры московского модерна.......................................................... 30
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ЦВЕТА В АРХИТЕКТУРЕ МОСКОВСКОГО МОДЕРНА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА С ФАКТУРОЙ И ПЛАСТИКОЙ. ЦВЕТ И ПРОСТРАНСТВО.............................. 42
2.1. Роль цвета в формировании художественного образа архитектурного сооружения. Функции цвета в архитектуре модерна... 42
2.2. Цвет в системе средств художественной выразительности архитектуры московского модерна.................................. 68
2.2.1. Цвет и фактура отделочных материалов............. 68
2.2.2. Взаимодействие цвета и пластики на фасадах архитектурных сооружений.......................................... 80
2.2.3. Цвет в градостроительном пространстве............ 82
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ КОЛОРИСТИКИ АРХИТЕКТУРЫ МОСКОВСКОГО МОДЕРНА. ОСОБЕННОСТИ КОЛОРИСТИКИ В АРХИТЕКТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ МОСКОВСКОГО МОДЕРНА И ЗДАНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ................................... 88
3.1. Цветовые предпочтения и колористические особенности решения фасадов в неорусском, неоготическом, иррациональном, рациональном и неоклассицистическом архитектурных направлениях.............................................. 90
3.2. Цветовые предпочтения и особенности цветовых решений зданий различных типов: особняков, доходных домов, общественных и культовых сооружений............................................ 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 159
БИБЛИОГРАФИЯ............................................... 171
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ............................... 182
3
ВВЕДЕНИЕ
Московская архитектура конца XIX - начала XX века чрезвычайно разнообразна по стилистическим признакам. И вес же наибольшее количество сооружений можно отнести к модерну. В диссертации рассматриваются архитектурные сооружения, принадлежащие данному стилю.
Модерн - явление яркое, неоднозначное и еще малоизученное. Долгое время вопрос о культуре модерна был как бы в подполье и целая эпоха, одна из самых интересных и таинственных в истории искусства человечества оставалась практически забытой. Сейчас появилось представление о культуре конца XIX - начала XX века, как о явлении самостоятельном, обычно характеризуемом общим термином «модерн». И хотя временной период модерна крайне непродолжителен, занимает примерно 25 лет, модерн признан как стиль и даже целая эпоха в истории мирового искусства. Модерн не похож ни на то, что было создано человечеством ранее, ни на то, что будет создаваться потом в XX веке.
Время существования модерна совпало с переломным моментом российской истории, и стиль был вынужден отразить не только искания в плане искусства, но и в политическом, экономическом, социальном устройстве мира. Русский модерн - самостоятельное явление, зародившееся в рамках возникновения интереса к национальной культуре. Нельзя отрицать западноевропейского влияния на русскую культуру конца XIX - начала XX века, особенно если учитывать широту и разнообразие экономических связей и стремление к космополитизму, присущее тому времени. Однако необходимо отметить факт параллельного развития этого феномена во многих странах мира.
Зарождение стиля модерн обосновано двумя основными факторами: борьбой против механизации и урбанизации общества, а так - же зарождением национального самосознания. Боязнь унификации и
17
искусства, но и средой обитания. Архитектура всегда являла собой пример соединения красоты и пользы, эстетического и утилитарного начал. Архитектурные сооружения всегда крупнее нас по размеру. Наше восприятие не ограничивается плоскостью. Архитектуру мы всегда воспринимаем в пространстве и времени, и наше впечатление складывается постепенно, по мере постижения сооружения. Кроме того, архитектурное сооружение мы всегда воспринимаем в градостроительном или природном окружении. Все это влияет на архитектурную колористику. Архитектура же способствует выявлению наравне с основными дополнительных функций цвета, связанных с архитектурными свойствами, такими как тектоника, ритм, композиция.
Для более полного понимания работы цвета в архитектуре, необходимо разобраться с таким понятием как «колористика». Вот как определяет колористику Ефимов A.B.: «Колористика - наука о цвете, включающая помимо традиционного цветоведения раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях, цветовом языке. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия, одновременно учитывает цветокультурные представления общества и потому адресуется практически всем сферам его бытия»4. Как видно из определения колористика представляет собой объединенное представление о роли цвета в архитектуре, включая цветовые предпочтения и семантику цветового языка. Термин «колористика» употребляется применительно как к цветохарактеристике всего города, так и отдельного сооружения. Колористика как пространственно-временное явление, рассматривает цвет во всей его широте и объеме, позволяя провести его исследование как отдельной художественной категории.
Цвет обладает многими функциями. В самом начале нашей жизни для нас важна его знаковость, сигнальная функция, затем функция информативная. Цвет вызывает определенные эмоции, позже он становится символическим. Таким образом, человек испытывает различное воздействие цвета. Количество функций, выполняемых цветом в архитектуре, также
18
многообразно.
Цвет как одно из средств художественной выразительности, прежде всего, участвует в формировании целостного художественного образа архитектурного объекта. Цвет создает наше первое впечатление от того или иного архитектурного объекта, так как обращается к нашим чувствам и эмоциям. Композиция цветовых пятен, поддерживающая ритм и динамику, создающая контрасты или нюансы - это элементы формального анализа и они приходят к нам потом. Прежде чем мы осознаем высоту и ширину постройки, количество окон и форму крыши, происходит первое, бессознательное восприятие, создающее в нашем сознании определенный образ и настраивающее нас на дальнейшее восприятие объекта. И это происходит благодаря цвету. Цветовой тон, насыщенность, расположение и сочетание цветовых пятен, способны создать то или иное впечатление, рассказать о назначении здания, его истории, его характере, открыть для нас целый мир эмоционально-эстетических переживаний. Это тем более важно, что жизнь в городе практически лишает нас природной среды. Со всех сторон нас окружают здания и строения. Цвет помогает ориентироваться в этом архитектурном многообразии, он оказывает мощное психологическое воздействие, заставляя испытывать широкую гамму различных эмоций.
Роль цвета в жизни человека и в общественной жизни разнообразна и многозначительна. Его семантика, собственно цветовой ряд, различные функции могут быть связанны с географическим ареалом, городом, социологической группой и т.д. Все это характеризуется понятием «цветовой культуры». Цветовая культура - это представлений о цвете определенной общности людей, основанное на общих эмоциональных, символических и эстетических оценках цвета. A.B. Ефимов считает, что на цветовую культуру оказывают влияние следующие факторы - природно-климатические, психологические и историко-культурные.
Цветовая культура складывается веками. По мере развития общества, определенные цвета тесно увязываются с определенными явлениями,