Содержание
Содержание......................................................2
Введение..............................................................4
Глава I
Появление и расцвет немецкого живописного портрета.
Конец XV - первая треть XVI столетия...................................21
1. Становление немецкой портретной живописи в последней трети XV века...................................................................21
2. Расцвет портретной живописи в Германии в первой трети XVI
столетия...............................................................39
Л) Альбрехт Дюрер. Становление ренессансного портрета и
сложение «гуманистической» иконографии во Франконии....................41
Б) Саксония. Портретная живопись Лукаса Кранаха Старшего.
От портрета «гуманистического» к портрету «протестантскому»............58
В) Эльзас. Портреты Ганса Бальдунга Грина в системе влияний Дюрера и
Кранаха................................................................66
Г) Сложение форм ренессансного живописного портрета в Аугсбурге и на
Баварских землях.......................................................68
Д) Базель и швейцарские земли. Новая интерпретация «гуманистического»
и сложение «профессионального» портрета в живописи
Ганса Гольбейна Младшего...............................................70
Глава II
Пути развития немецкого живописного портрета во второй трети XVI столетия...........................................................82
1. Бавария
А) Портретная живопись Кристофа Амбергера в Аугсбурге и рождение
немецкого варианта «габсбургской» иконографии........................83
Б) Развитие портретной живописи при дворе герцогов Баварских в Мюнхене. Бартель Бехам..............................................104
2. Франкония, Нюрнберг. Репрезентативная модель «протестантской» иконографии в творчестве Георга Пенца...............................110
3. Саксония. Сложение «канонической» иконографии «протестантского» портрета............................................................133
4. «Протестантский» портрет в Эльзасе...............................147
5. Портретная живопись Ганса Аспера на Швейцарских землях...........148
Глава III
Развитие живописного портрета в Германии во второй половине XVI столетия........................................................156
1.Франкония. Портретная живопись Нюрнберга: местная традиция и нидерландские влияния...............................................157
2. Портретная живопись на территории Швейцарии.
Тобиас Штиммер: традиции и новаторство..............................178
3. Портрет на Саксонских землях.
Мастерская Лукаса Кранаха Младшего..................................185
Заключение..........................................................194
Примечания..........................................................203
Библиография........................................................235
3
распространении немецкого живописного портрета приходилась на имперские города2, что, по-видимому, объяснялось наличием круга приближенных ко двору заказчиков. Одно из первых мест в развитии позднеготического портрета занимала Франкония. В Нюрнберге была создана четверть всех германских позднеготических портретов. Активное участие в этом процессе принимал город Ульм. В конце XV века во Франконии работали такие мастера как Михаэль Вольгемут, Ганс Плейденвурф и Якоб Эльснер. Стиль франконского региона в целом, и города Нюрнберга в частности, выделялся наибольшей классичностью среди других художественных центров. Произведения мастеров в баварских художественных центрах и прилегающих к ним территориях, таких как Старая Бавария, Зальцбург, Пассау, Австрия, Тироль отличались типологическим однообразием и тяготели к строгим и четким композициям, позволявшим сконцентрироваться на образе портретируемого. Наиболее известный мастер этого региона, работавший в Мюнхене Ян Поллак, был близок к «гуманистической» трактовке моделей. Высокоразвитая культура региона Швабия, принадлежность к императорским владениям и появление ряда крупных позднеготических мастеров, таких как Мастер легенды Ульриха, Ульрих Апт Старший, Ганс Гольбейн Старший, Ганс Бургкмайр Старший, Бернхард Штригль3 обеспечили портретной живописи этих земель богатое разнообразие. На юго-западе Германии, в области Боденского озера и Верхнем Рейне, Эльзасе и Швейцарских землях отсутствовали большие имперские города, а работавшие там крупные мастера были «воспитанниками» других художественных центров - Мартин Шонгауэр происходил не из эльзасской, а из аугсбургской школы4. Однако их присутствие и близость к Италии привели к новым веяниям в портретной живописи. Внимание мастеров южных центров привлекала, прежде всего, характеристика портретируемого, что обусловило относительное невнимание к
23
композиционной детализации, а стиль лучших мастеров этих территорий строился на тяготении к обобщенности и объемной характеристике форм.
Северные районы Германии несколько отставали от юга в портретной живописи и не сохранили имен художников. Типология портретной живописи Нижнего и Среднего Рейна отличалась вариативностью, тяготением к детализации, зависимостью от готической миниатюры, алтарной живописи и тесной с ней смысловой связью. Доминирование церкви на этих землях обеспечило устойчивое существование донаторских портретов и появление заказных портретов в полный рост.
Восточная Германия и Саксония пользовались услугами приезжих художников; собственное портретное искусство не было развито на этих землях, что, по всей вероятности, объяснялось удаленностью от основных западноевропейских культурных центров.
Однако, несмотря на преобладание тех или иных форм в рамках отдельных художественных центров, уже к концу XV столетия на немецких землях сложилась единая и знакомая всем портретистам этого времени иконография. Не формирование дало основу для развития портретного искусства эпохи Возрождения, базу для появления новых видов иконографий и предваряло индивидуальное использование ее отдельных компонентов мастерами первой трети XVI столетия при оригинальной интерпретации значимости портретного изображения.
Появление простых форм портрета на нейтральном фоне, и несомненно, самых ранних, было связано с датированными концом XIV века оплечными изображениями нюрнбергских военачальников Петера Штромера и Иоанна Хабваста Эхингера (дошедшие до нас в копиях художников первой четверти XVI века, частные собрания5). Источниками погрудного портрета являлись, прежде всего, франко-бургундские6 и нидерландские образцы, скульптурные бюсты и, возможно на более поздних этапах, подготовительный рисунок. В конце XV - начале XVI
24
- Київ+380960830922