2
Оглавление
Введение.............................................................3
Глава 1. Становление мастера........................................32
1.1 Детские годы. Учеба в Академии художеств......................32
1.2 Первые пенсионерские годы. Первые опыты в духе Салона.........47
Глава 2. Зрелый период творчества...................................64
2.1 Портреты середины 1870-х годов................................64
2.2 «Головки» и жанровые работы 1870-х годов - типичные для Салона произведения............................................................84
2.3 Творчество второй половины 1870-х - начала 1880-х годов.......92
2.4 Портреты, «головки» и жанровые композиции 1880-х годов.......105
Глава 3. Поздний период творчества.................................112
Заключение.........................................................120
Список использованной литературы...................................124
Приложение
Введение
Вторая половина XIX века относится к изученным периодам в истории русского искусства. Издано немало книг, посвященных как искусству этого времени в целом, так и отдельным проблемам, а также монографий о художниках. Но по-прежнему наиболее исследованным остается творчество мастеров реалистического направления - В. Перова, Н. Ге, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, Ф. Васильева, В. Поленова, И. Левитана, В. Васнецова и многих других. Творчество же так называемых академистов, салонных живописцев освещено в гораздо меньшей степени, при всем том, что академическое и салонное искусство количественно значительно преобладало по сравнению с реалистическим. В связи с этим общая картина художественного процесса той эпохи до сих пор остается неполной и искаженной.
К числу мастеров, чье творчество недостаточно изучено, относится популярный при жизни, но впоследствии почти забытый живописец Алексей Алексеевич Харламов (1840-1925). В России его имя в наши дни известно главным образом искусствоведам и коллекционерам.
Художник этот прожил долгую жизнь. Ему довелось испытать и славу, и полное забвение. Судьба его была непростой. Родившийся он в семье крепостных, бывших в услужении у одной из мелких помещиц Саратовской губернии и сумевших еще до отмены крепостного права получить вольную,
20
искусство. Только в академическом искусстве этот идеал - классика, а в салонном - современность, оформленная под классику. [...] Кажущееся сходство между познеакадемическим и салонным искусством основано на том, что в обоих случаях акцент делался на идеальное, разница была в весьма существенных оттенках этого идеального, располагаясь в диапазоне между «прекрасным» и «красивеньким»»35. Очень часто нельзя четко провести границу между ними. Мастера и академизма, и салонного искусства используют отдельные приемы и открытия разных эпох и разных стилей. Часто черты и академизма, и салонного искусства присутствуют в творчестве одного мастера.
Размытость границ между салонным и академическим искусством нередко приводит к тому, что некоторые исследователи употребляют эпитет «салонный» по отношению к академизму. Однако это является весьма спорным. Автор согласен с теми исследователями, которые считают академизм и салонное искусство - явления близкие, но не тождественные36. В основе академического метода лежит основополагающий принцип - идеализация, салонному искусству же нередко присущи слащавость и особенный акцент на «красивость». Как отмечает Е.В. Нестерова, «ловкость изображения и легкость
А.М. Живопись русского Салона. Энциклопедия. СПб., 2004. С.7.)
35 Нестерова Е.В. Поздний академизм н салон в русской живописи второй половины XIX века. Диссертация в виде научного доклада на соискание научной степени доктора искусствоведения. СПб., 2004. С.19.
36 Например, об этом говорят А.М. Муратов («Живопись академическая не всегда является салонной» // см.: Муратов А.М. Художники русского Салона. // Романов Г.Б., Муратов А.М. Живопись русского Салона. Энциклопедия. СПб., 2004. СП.) и Е.В. Нестерова («Не все позднеакадемическое искусство можно назвать салонным, как и далеко не только академизм составлял основу так называемого салона» // Нестерова Е.В. Поздний академизм и салон в русской живописи второй половины XIX века. Диссертация в виде научного
21
восприятия - так можно обобщенно сформулировать главные особенности салонного искусства. Это кокетство художника со зрителем через занимательный, пикантный сюжет, соблазнительную прелесть изображенных лиц, эффектные аксессуары. Такое искусство не предполагает творческого поиска, наоборот, оно работает на приеме и быстро превращается в штамп. Эти особенности салонного искусства не связаны ни со страной, ни с эпохой, они интернациональны и вечны, как вечен интерес к нему со стороны зрителя. Оно появляется там, где есть достаточно большой слой обеспеченных граждан, готовых вкладывать средства в украшение жизни. Это показывает пример не только Франции, но и России. И там, и здесь салонное искусство, в широком не выставочном понимании этого термина, возникло в период, когда на арену общественной деятельности вышла крупная буржуазия, и подобное искусство оказалось востребованным»37.
Представляется спорным мнение тех исследователей, которые считают, что салонное, академическое искусство (или, как определяют некоторых из них, салонно-академическое искусство) - это стиль. Автор согласен с Е.В. Нестеровой, которая считает, что салонное искусство - «не столько продукт какого-либо художественного направления в искусстве, сколько социальное явление. Во второй половине XIX века оно сформировалось в ответ
доклада на соискание научной степени доктора искусствоведения. СПб., 2004. С. 19.)..
17 Нестерова Е.В. Поздний академизм н салон в русской живописи второй половины XIX века. Диссертация в виде научного доклада на соискание научной степени доктора искусствоведения. СПб., 2004. С.15.
39 Гордон Е.С. Русская академическая живопись второй половины XIX века. // Вестник Московского университета. 19&4. №3. С.66. Карпова ТЛ. Салонный академизм. Возвращение к теме. // Пленники красоты. Русское
- Київ+380960830922