Ви є тут

Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века

Автор: 
Шелегович Наталия Максимовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172458
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
ГЛАВА 1. Художественный стиль рококо в Европе.......................17
I.A. Стилеобразующие факторы юкоко и идеалы в пластических искусствах ..............................................................17
1.6. Триада стилевых аспектов "камерность - изящество - комфорт”. Лексика стиля рококо...............................................21
I.B. Развитие темы "rocaille” и генеалогия форм рококо............зо
I.г. Эстетизация частного быта в предметной среде интерьеров рококо .. 44
ГЛАВА II. Феномен рококо в светской архитектуре стран Европы 1700-х -конца 1770-х годов..................................................56
II.A. Проявление феномена рококо в светской архитектуре Франции 56
Н.б. Феномен юкоко в светской архитектуре отдельных регионов Европы. Основные типы стилевых взаимодействий юкоко с феноменом барокко, с классицизирующими формами и ретроспективными заимствованиями...........................................................77
ГЛАВА III. Феномен юкоко в культовой архитектуре стран Европы 1700-х-конца 1 770-х годов................................................119
III.л. Христианская церковь в Европе и особенности условий развития культовой архитектуры XVIII ВЕКА...............................119
111.6. Взаимосвязь итальянского радикального барокко XVII века и европейской культовой архитектуры XVIII ВЕКА.......................123
III.в. Типы объёмно-пространственных композиций в неклассицистической КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ 1700-Х - КОНЦА 1770-х ГОДОВ.........129
3
Ш.Г. Типы ОБЪЁМНО-ФРОНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ГЛАВНЫХ ФАСАДОВ КУЛЬТОВЫХ ЗДАНИЙ И ДИАПАЗОН ПРОЯВЛЕНИЯ РОКОКО В ЭКСТЕРЬЕРЕ ПОСТРОЙКИ 140
111. д. Феномен рококо в оформлении интерьеров культовых зданий 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................180
ПРИМЕЧАНИЯ.....................................................187
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................... 273
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Историография барокко и рококо в контексте исследования ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVIII ВЕКА........................ 299
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Историко-культурная платформа’’галантного века"... 375
2. а. Политическая карта Европы..............................375
2.б. Социальное обустройство общества и культ избранности. Институт
ФАВОРИТИЗМА................................................. 377
2.в. Мировоззрение, философия и мораль. "Галантный мир" в литературных образ ах.................................................388
2.г. Характеристика историко-культурной платформы XVIII века 398
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ............................................ 401
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ( II ТОМ ) ................................ 470
калли (пристроившего павильоны) 23*. Работы были прерваны в 1676-м г. ( после смерти юрцогини Генриэтты-Аделаиды) и возобновлены архитектором Антонио Вискарди только в 1702-м г. Несколько корпусов, сообщающихся крытой галереей, напоминали тип итальянских вилл. Общий проект модернизации дворцовою комплекса в духе "le goût français" (при герцоге Максимилиане II Эммануэле) принадлежал главному придворному архитектору Йозефу Эффнеру, который начинает здесь свою деятельность с 1714-го г., оформив главный фасад основного корпуса элегантной лепниной, прорезав его стены французскими окнами (вытянутыми по вертикали) и перекрыв здание высокой вальмовой крышей (ил. 279 - 280). Ниши-медальоны (с установленными там скульптурными бюстами), пилястры большого ордера и лепнина замковых камней наделяют фасад своеобразной живописностью (ил. 307). Часть парадных интерьеров Нимфенбурга была оформлена в середине XVIII века Ф. Юо-вилье и Й. Б. Циммерманом (ил. 281 - 284).
В Бенсберге (пригород Кельна, земля Рейнланд) был построен дворец кельнских архиепископов по проекту венецианского архитектора М. Альберти в 1703-м - 10-м гг. (ил. 285 - 286). Структура плана напоминает Большой дворец в Версале, однако архитектура отдельных элементов комплекса трактуется в итальянских традициях. Главный корпус повторяет двухслойную п-образную конструкцию Версаля, о чем свидетельствует также оформление портика входа. Отличие от французского образца составляют особые средства фронтальной композиции фасадов и более скромный декор, использование аркад в цокольном этаже боковых крыльев здания и другая система кровель с пятью купольными конструкциями, венчающими центральный корпус дворца 24\
Дворец в Бенсберге, построенный в первом десятилетии XVIII в., являет собой переход от итальянских традиций прошлого века к актуальным французским образцам, что выражено также в архитектуре дворца Вайнбенштайн (около Померцфельдена, 1711-18 гг., арх. Йоханн Динтценхоффер, Лукас фон Хильдебрандт). Актуальные нововведения внедрялись зачастую французскими
архитекторами, как например, дворец Поппельсдорф (1717-53 гг.), построенный по проекту Робера де Котта для Клеменса-Августа 25’. Возведенные для него-же - дворец Августусбург в Брюлле (с 1724-го г.) и городская резиденция в Мюнстере (1730-е гг.) являются данью моде на французские образцы парадных городских дворцов (ил. 287 - 290). Автор этих проектов - Йохагт Конрад Шлаун - придворный архитектор Клеменса-Августа, обучавшийся в Италии и Франции. Главный фасад Августусбурга и ряд помещений оформлял также Франсуа Кювилье, прибывший сюда в 1728-м г. как архитектор баварского курфюрста Карла-Альбрехта - брата Клеменса-Августа. Йоханн Балтазар Нойман создал здесь в 1740-м г. великолепную парадную лестницу, а Карло Кар-лоне был привлечён к оформлению фресками парадных покоев. Брюлльский дворец являет собой ансамбль великолепия архитектуры "le goût français" с элегантными интерьерами в духе рококо. Небольшой парковый дворец Фаворит (1717-23, по пр. Г. Д. Фризони и Й. Ф. Нетте), входящий в вюртембергский комплекс Людвигсбург, представляет собой дань уходящим итальянским традициям (в изогнутых маршах парадной лестницы с парапетами и оформлении проездной арки во внутренний двор), а также отражает приёмы оформления фасадов французских отелей (ил. 291). Четыре сквозные купольные башенки над основным объёмом здания напоминают о высоком клерикальном положении хозяина, так как сходны своими формами с башенными завершениями фасадов католических построек. Особую живописность всем этим дворцам придают оштукатуренные фасады с активными полихромными акцентами. Что же касается оформления мюнстерского дворца Клеменса-Августа, то здесь проявилось дуалистическое итало-французское влияние: тип "pittoresque" сказался в активности декора, используемого Шлауном в ценгральной части главного корпуса и на торцах боковых крыльев, а скромность элегантной отделки остальной части здания (перекрытого высокой вальмовой кровлей с дополнительными скатами) напоминает образцы французских отелей (ил. 292 - 296).
Тип элитных построек в духе "klassizistische rokoko" оказался более ред-