1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Г л а в а I 9
Изобразительные средства 9
Ферма 9
Цвет 17
Фактура 27
Восприятие формы на плоскости 32
Глава II 36
Художественная форма и
закономерности гармонии 36
Художественная форма 36
Художественный образ 37
Композиция 38
Закономерности гармонии 40
Равновесие 40
Единство и соподчинение
Организация композиционного центра 47
Средства гармонизации 54
контраст, нюанс, тождество 54
пропорции 59
масштаб 68
ритм 73
Виды композиции 78
Заключение 99
Список литературы 100
Таблицы 108
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня развитие мирового сообщества, научно-технического прогресса, науки, культуры ставит перед человечеством величайшую проблему - проблему выживания, которая
непосредственно связана с гармонией человека и природы. Изучение природы, ее форм давало человеку-творцу не только эстетическое наслаждение, и определенные понятия гармонии, которые он применял для самовыражения в различных областях своей деятельности, особенно в созидательном творческом процессе. Для передачи духовной информации, эмоций, своего видения реального мира необходимо обладать конкретными знаниями гармонии, владеть и понимать закономерности создания художественной формы, помогающие реализовать свои чувства, идеи, образы.
В каш рациональный век, когда возникает потребность в знании законов и закономерностей не только в сфере материальной, но и духовной, необходимо еще раз обратиться к истокам искусства и проанализировать современную ситуацию. Прошедшее поражает нас чистотой и откровенностью целей в решении творческих задач, для этого требовалось применение знаний закономерностей художественной фермы. 3 результате создавались необыкновенно богатые в духовном плане произведения. Существование так называемых "школ мастера" позволяло систематизировать опыт маэстро и передавать его своим ученикам. По такому принципу передавались знания по вертикали времени, обогащаясь новыми открытиями. Востребованность истинно духовного велика и необходима. Существует убеждение, что познание законов гармонии, её закономерностей обогащает мироощущение современного человека, положительно влияет на формирование личности. Предметный мир, пространство, воздействуя на человека, формируют его по своему подобию. Гармоничное пространство наполненное объектами предметного мира,
10
дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником, создателем формы.
Проанализируем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем оснозным.
Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях - тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более "полет".
Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз -сзерхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания зполне конкретных образов.
Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой, выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как "добро", "жизнь", "счастье", в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.
Форма "амебы". Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм - вот их диапазон.
Линиям также свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм. Угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия - это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают зосприятие, усложняют образ, ко могут довести его и до абсурда.
Помимо пятен и линий к элементам композиции на плоскости
11
относится точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее "одиночества" или от сочетания нескольких точек и других элементов.
Совокупность тех и иных форм обогащает художественный образ, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что использование более простых форм и меньшего их количества призодит к созданию менее значимых произведений.
В результате исследования необходимо подчеркнуть, что именно выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться все здание художественного образа. Ощутив воздействие форм на зрителя, художник в своем творчестве обычно активно использует такие приемы, как стилизация и трансформация. Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предметы и их формы передать тот или иной образ.
Стилизация - это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному
существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному
свойству (умная сова).
Трансформация - это изменение формы предмета, то есть
трансформирование ее в необходимую сторону: округление,
вытягивание, увеличение или уменьшение е размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.
Обычно в работе над формой стилизацию и трансформацию применяют одновременно. Один прием дополняет другой и развивает оснозную пластическую тему (идею). ( см. табл.1)
Но почувствовать образ и создать форму, выражающую его, еще недостаточно. Важно учесть, как она будет работать на зрителя. При анализе оказалось, что каждая форма, как целая, так и ее детали, воспринимаются нами по-разному. Более простая по
силуэту прочитывается быстрее, сложная - дольше, но глубина созданного образа от этого не зависит.
- Київ+380960830922