1
Оглавление
Введение................................................................2
Глава I. Портреты......................................................22
Глава II. Портреты-типы................................................61
I лава III. Каргины...................................................124
Заключение............................................................181
Примечания............................................................186
Список использованной литературы......................................203
Список использованных архивных материалов.............................215
Список иллюстраций в тексте...........................................216
Введение
Настоящее исследование посвящено одному из аспектов творчества Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). Избранный период - эпоха зрелости мастера и время создания главных его шедевров. Справедливо именовать его «сафонковским» - по названию поместья в Тверской губернии, куда художник, выйдя в отставку в 1819-м году1, уехал для занятий «живописью с оригиналов натуры»2. Это поворотный пункт в венециановской судьбе, имевший также большое значение для русского искусства в целом. Последующие тридцать лет работы автора определены тем выбором, который был сделан им в конце 1810-х, и потому, несмотря на внутреннюю разнообразность, представляют собой единый феномен.
Новое обращение к столь широко известному творчеству, каким является творчество Л.Г.Венецианова, должно иметь веские основания. Возможно ли сказать о нем что-либо, не повторяясь? Ведь сделано уже чрезвычайно много - как в плане общей оценки достижений мастера, так и в плане конкретных исследований. Изучение венециановской живописи началось еще в 70-е годы XIX века (статья П.Н.Петрова в «Русской старине»3), а потом продолжалось весь XX, благодаря чему её место и роль в развитии отечественной культуры максимально уточнились, а круг безответных вопросов, касающихся истории произведений и обстоятельств художнической биографии, серьезно сузился. Последний масштабный всплеск интереса искусствоведческой науки к Венецианову пришелся на первую половину 1980-х годов, когда праздновалось его двухсотлетие. Тогда была проведена большая персональная выставка в Ленинграде, Москве и Калинине, после которой остался каталог с исчерпывающими данными о каждом произведении'1; издан наиболее полный на сегодняшний день сборник источников, сопровожденный подробными комментариями5; опубликован ряд концептуально свежих статей6. После - лишь отдельные высказывания на фоне затянувшейся паузы7.
20
В.А.Тропинине74. То, что речь там идет о другом авторе (наиболее, впрочем, сопоставимом с Венециановым из коллсг-современников), не столь уж принципиально - тенденция проявляется широко и справедлива для многих. Влиятельнее всего она делается в 1830-е-1840-е, когда творчество нашего мастера вступает в позднюю нору. В литературе нет согласия по поводу Венецианов-ских произведений того времени, поэтому исследования о нём получают особую актуальность. Г.Ю.Стернин дает панораму художественной жизни десятилетия; Ю.И.Волгина останавливается на феномене заказного портрета середины века75. Их работы помогают разобраться в мотивах отхода Венецианова от своих обычных принципов в ряде холстов конца 1830-х-1840-х.
В неустойчивой ситуации тех лет мастер начинает испытывать притяжение салонного академизма. Академизм долго игнорировался наукой, пребывая за рамками художественно ценных явлений, однако теперь право на собственное место в истории искусства ему возвращено . Наступил благоприятный момент для того, чтобы проследить его связи с поздней венециа-новской живописью. Ведь простое отрицание в отношении к ней - об этом говорил еще Г.В.С.мирнов - должно, наконец, уступить место беспристрастному осмыслению'7.
Огромная литература о художнике представляет его творчество очень подробно. Хотя проблема портретности никогда никем не поднималась, материала для ее рассмотрения книги и статьи дают достаточно. Венецианов-ский портрет сам по себе и в перекличке с остальными жанрами, а также «портретная» трактовка мастером натуры - иными словами, обе стороны нашей проблемы - уже не раз затрагивались, пусть без связи друг с другом. Говоря о них заодно, данная работа продолжает труд предшественников сразу по двум направлениям - несмотря на значительность сделанного, и то, и другое освоено далеко не до конца. Объединение же этих направлений в новое расширяет горизонт, позволяя судить если не о творчестве художника в целом, то об одном из определяющих его моментов. Соответственно, расширяется круг ориентиров: помимо монографических 'гуда попадают исследова-
21
ния о современном Венецианову искусстве, течениях, к которым он причастен, и т.д. Отбор содержащихся там фактов и наблюдений регулируется темой диссертации и служит её цели - приблизиться к пониманию внутреннего устройства венециановской живописи.
Сегодняшний уровень знания о Венецианове очень высок, однако специфика искусства художника раскрыта еще не вполне. Сформулированная нами проблема портретности дает возможность углубиться в каждое отдельное произведение мастера и в то же время сказать об управляющих его творчеством больших идеях. Этот путь - изучение портретной линии - естественно и необходимо встраивается в общий ход «венециановедения». Формальные и жанровые вопросы живописи художника, интерес к которым наметился было в 1980-е, получают здесь дальнейшую разработку.
- Київ+380960830922