Ви є тут

Омск - региональный центр художественной жизни Сибири во второй половине XX века

Автор: 
Бабикова Татьяна Васильевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172316
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................................4
Раздел I. Омск - региональный центр художественной жизни России XX века ...19 Глава 1. Формирование художественной среды в Омске (1-ая половина XX века)
Проблема преемственности в искусстве. Ленинградская школа живописи и
А.Н. Либеров...............................................................24
Художественная жизнь Омска конца 1940-х - 1950-х годов....................30
Глава 2. Самоопределение художествен ной культуры сибирского региона в 1960 - 1980-е годы
2.1. Процессы модернизации художественной культуры и особенности их
протекания в Омске...................................................37
2.2. Искусство Сибири в «эпоху зональных выставок».........................44
Глава 3. Художественная жизнь Омска постсоветского времени
3.1. Неформальные художественные объединения Омска второй половины
1980-х годов..........................................................57
3.2. Последнее десятилетие ушедшего века в художественной жизни
Омска. Художественные проекты Омска на общесибирском фоне...............61
Раздел II. Творчество художников Омска 1960-1990-х годов..........................68
Глава 1. Трансформация жанров н стилистическая эволюция в изобразительном искусстве Омска
1.1. Тематическая картина в искусстве Омска. Активизация индивидуального
видения.......................................................................69
1.2. Портретное творчество художников Омска (Выставка «Человек в пространстве времени»)........................................................90
1.3. Ведущая роль и развитие пейзажной живописи в изобразительном искусстве Сибири 1960-1970-х годов..............................................100
2
1.3.1. Стилевые тенденции пейзажной живописи 1970-1980-х годов............105
1.3.2. Образы природы и некоторые содержательные особенности художественного мироощущения последней трети XX века......................109
1.3.3. Городской пейзаж и основные тенденции в решении образа города 113
1.4. Стилистическая эволюция омской графики...............................120
Глава 2. «Альтернативное искусство» региона 1970-1990-х годов
2.1. Истоки современного омского искусства. «Другое искусство» Сибири_____131
2.2. Николай Бабин - предтеча постмодернистских тенденций в Омске.........140
2.3. «Новая документальность» в искусстве Сибири. Георгий Кичигин.........147
2.4. Некоторые стилистические особенности искусства Омска 1990-х годов...
.................................................................................153
Заключение.......................................................................156
Примечания.......................................................................168
Библиография.....................................................................177
3
- изучение историко-архивных материалов: текстовых документов, периодики прошлых лет, воспоминаний художников и других очевидцев художественного процесса рассматриваемого периода.
- знакомство с творческой практикой искусства, исходя из выставок разного уровня и масштаба: областных, региональных, республиканских и т.д., знания коллекций областных и городских музеев, общения в творческих мастерских.
2. Искусствоведческий (стилистический и типологический) анализ.
3. Систематизация материала творческой практики (на примере одною региона).
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Диссертационное исследование является первой попыткой системного изучения искусства Сибири второй половины XX века на примере творчества омских художников. Знание общей картины художественной жизни страны последних десятилетий заставляет нас отказаться от упрошенных схем в изучении недавней истории искусства, помогает выявить ряд проблем и наиболее важных аспектов, характерных для заявленной темы. До настоящего времени искусство Омска не рассматривалось в контексте развития как общесибирского, так и общероссийского художественного процесса. Автор попытался соотнести свои суждения об искусстве Сибири с уже сложившимся в современном искусствознании пониманием художественных процессов второй половины XX века.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Материалы диссертации могут быть привлечены историками, культурологами, искусствоведами при проведении дальнейших исследований художественной жизни Сибири, использованы при подготовке кагалогов, монографий и статей, для написания работ по истории отечественной культуры XX века.
Положения и выводы диссертации могут быть полезны при составлении учебных курсов в высших учебных заведениях Сибири, для гуманитарных факультетов Омского государственного (классического), педагогического и технического университетов, в том числе, спецкурса по искусству Сибири на факультете искусств педагогического университета; для подготовки методических пособий для преподавателей мировой художественной культуры школ и средних учебных заведений города и области, гак как региональный компонент является частью данной дисциплины в учебных заведениях разного уровня.
17
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ. Материалы исследования были изложены на научных и научно-практических конференциях, семинарах, опубликованы в сборниках докладов и сообщений:
- Международные научно-практические семинары «XX век: Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур» (Омск, 2002; 2003).
- Всероссийский симпозиум и научно-практический семинар: «Молодые художники и искусствоведы Омска 1980 - 1990-х годов. Накануне рубежа веков» (Омск, 1994).
- Региональные научные конференции: зональные научные конференции, посвященные проблемам сибирского искусства (Новосибирск, 1985; Красноярск, 1987); научная конференция к 100-летию со дня рождения К.П. Белова. (Омск, 2000); «Декабрьские диалоги. Научная конференция памяти Ф.В. Мслехина» (Омск, 2000); научно практическая конференция, посвященная 90-лстию со дня рождения народного художника России А. Н. Либерова (Омск, 2001).
- Региональные научные семинары: научно-практический семинар-выставка «Сибирский пейзаж: пространство мифов (Омск, 2000); «Академия художеств: история и современность. Освоение культурного пространства Сибири». (Омск, 2003).
- Омские искусствоведческие чтения (1996,1998,1999,2001)
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух разделов с пятью главами, заключения. Работа снабжена примечаниями, библиографией.
18