Содержание
Введение 2
Первая глава Источники изучения старообрядческой иконы.
1.1. Старообрядческая литература об иконе 24
1.2. Литературные и архивные материалы 38
1.3. Экспедиционные материалы и вещественные
памятники. 44
Вторая глава Иконографические особенности старообрядческих икон.
2.1. Почитание иконы в старообрядческой среде 52
2.2. Традиционность иконографических образов
в старообрядческой среде. 60
2.3. К истории формирования новой иконографии 73 Третья глава Иконы «суздальского письма»
на Вятской земле. 79
Четвертая глава. К истории иконописания старообрядцев Волго-Вятского края (мастерские и народные мастера) 102
Заключение 122
Список использованной литературы 128
Список архивных материалов 142
Список сокращений 143
Приложение 1. Справка по старообрядческим толкам и согласиям. 144 Приложение 2. Палеографические особенности старообрядческой иконы 163
Приложение З.Описание старообрядческих молитвенных домов и реконструкция иконостасов 167
Список иллюстраций 180
Альбом иллюстраций 187
2
Введение
Старообрядчество, на основе творческого осмысления древнерусских традиций, создало свою, богатую содержанием, яркую, самобытную культуру. Иконопись ее неотъемлемая часть и давно по праву заслуживает самого тщательного изучения. В последнее время появляется интерес к иконописанию Х1Х-ХХ веков, но старообрядческая икона редко является специальным предметом изучения в искусствоведении.
Объект исследования настолько специфичен, что предварительно требуется уточнить и конкретизировать термин «старообрядческая икона», хотя он и часто употребляется в литературе. Это понятие распространяется, во-первых, на икону, написанную до XVII века, бытовавшую в старообрядческой среде, во-вторых, на икону, написанную иконописцами в более позднее время для староверов с учетом их догматических правил и учений. Будучи частью общенационального явления, старообрядческая икона тем не менее чрезвычайно своеобразна. Предмет диссертационного исследования: иконография, художественно-стилистические и
технологические особенности старообрядческой иконы Х1Х-ХХ вв. Волго-Вятского края.
На сегодняшний день знания о старообрядчестве не систематизированы, поэтому остается большое поле для научной и практической работы. Экспедиционный и архивный материал, собранный автором в этом регионе, позволил исследовать иконописное искусство в среде «ревнителей древлего благочестия» и поставить в предлагаемой работе следующие задачи: провести анализ письменных и литературных источников по теме; классифицировать памятники иконописи по отдельным направлениям; установить региональные особенности икон; выявить особенности иконографии старообрядческой иконы в различных толках; систематизировать сведения об иконописцах и иконописных мастерских. Для решения поставленных задач автор исследует старообрядческие иконы в
22
обусловлено темой работы, так как само понятие «старообрядческая икона» определяет конфессиональную принадлежность предмета. Выявление их из общего числа икон ХУШ-ХХ веков и атрибуция, то есть определение принадлежности произведения искусства конкретному историческому периоду, стилю, направлению, мастерской или мастеру, его создавшему (т.е. времени и месту создания), является задачей очень сложной, требующей немалого опыта, непосредственного общения с материалом и знания специфики и иконографии различных старообрядческих согласий и толков.
С 1993 по 2001 год автор работы принимала непосредственное участие в исследованиях старообрядческих поселений в составе экспедиций археографов и филологов из БАН С-Петербурга, МГУ, Удмуртского университета. В результате проделанной работы, выявлен современный внутренний состав старообрядцев Заволжья. На сегодняшний день здесь насчитывается 10 относительно крупных толков и согласий как поповского (белокриницкое и беглопоповское), так и беспоповского (часовенное, поморское, федосеевское, филипповское, даниловское, спасовское, рябиновское, странническое) направлений. Были составлены точечные карты расселения старообрядцев в Кировской области, Удмуртии, Республики Коми (южные районы), заволжской части Нижегородской области, по толкам и согласиям, которая включает в себя около 300 пунктов. (Приложение 1) Целью настоящего исследования является рассмотрение старообрядческих икон в молитвенных и частных домах Вятской, Нижегородской губернии XIX- начала XX века, анализ старообрядческих письменных, литературных и вещественных источников, систематизация и выделение особенностей иконографии старообрядческой иконы в различных толках, классификация икон по региональным иконописным мастерским. Цель, задачи исследования определили структуру работы.
В первой главе рассматриваются источники изучения старообрядческой иконы: труды старообрядцев об иконе; художественная и историческая
23
литература, архивные материалы; экспедиционные материалы и вещественные памятники старообрядческой культуры.
Вторая глава посвящена иконографическим особенностям икон. Анализируется традиционная иконография и формирование новой. Подчеркивается особое место иконы в молитвенном доме, её почитание в старообрядческой среде.
В третьей главе исследуются иконы «суздальского письма» - Палеха, Мстеры и Холуя. Выделяются их характерные особенности, впервые приводятся сведения о палехских и мстерских мастерских в Поволжском и Приуральском регионах.
Региональные особенности иконописных мастерских, выполнявшие заказы для «ревнителей древлего благочестия» различных толков рассматриваются и анализируются в четвертой главе.
В работе 3 Приложения.
- Київ+380960830922