Ви є тут

Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы

Автор: 
Федунов Сергей Николаевич
Тип роботи: 
предпосылки создания, стилистические особенности
Рік: 
2008
Артикул:
172186
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение стр. 3
Глава I Сложение Строгановской школы проектного мастерства в области художественной обработки металла в контексте развитии художественной промышленности.
1.1 .Становление художественно-промышленного образования в России.
1825 - 1860 гг. стр. 16
1.2 Роль Строгановского училища в развитии «Русского стиля»
второй половины XIX века. стр. 29
Глава И Ст илистические особенности художественного металла Императорского Строгановского училища начала XX века
2.1. Организация учебного процесса и развитие мастерских
по художественной обработке металла в Строгановском училище в начале XX века. стр. 54
2.2. Основные стилеобразующие принципы и технологические особенности в художественного металле Строгановского
училища начала XX в. стр. 67
Глава III Значение Строгановского училища в развитии ювелирной промышленности в России на рубеже XIX — XX столетий.
3.1. Сгрогановский художественный металл на Международных и
Всероссийских выставках конца XIX - начала XX вв. стр. 95
3.2. Участие училища в художественно-промышленных конкурсах
в кон. XIX - XX вв. стр. 117
3.3. Влияние Строгановского училища на развитие ювелирной промышленности России на рубеже XIX - XX веков. стр. 123
Заключение сгр. 131
Примечания стр. 135
Библиография стр. 148
3
Введение
Художественный металл второй половины XIX - начала XX вв. -одна из ярких страниц в истории русского искусства, ознаменованная созданием и развитием отечественной ювелирной промышленности, поиском и утверждением самобытного национального стиля.
В настоящее время, когда возрос интерес к изделиям Строгановского училища XIX - начала XX вв., как к ценному объекту искусствоведческого анализа, представляющему самостоятельную тему в общем русле отечественного искусства, данная работа имеет научное и практическое значение. Это исследование становится тем более важным, что Строгановское училище оставило значительный след в истории русской культуры, выработав особую систему подготовки проект ировщиков и мастеров, создав неповторимые изделия, которые являются «золотым» вкладом в историю декоративно-прикладного искусства и составляют уникальную часть музейных и частных коллекций.
Художественные изделия Строгановского училища в основном представлены в отечественных и зарубежных частных коллекциях. Не смотря на то, что в музеях сохранилось незначительное количество экспонатов, что представляло трудность в работе над данной темой, в данном диссертационном исследовании собран богатый и уникальный материал по истории художественного металла. Зачастую, среди богатства и многообразия произведений прославленных фирм конца XIX -начала XX вв., изделия Императорского Строгановского училища оставались в тени, хотя эти вещи дают обширный материал для осмысления национального художественного наследия, в которых с исключительной силой и самобытностью проявился талант и мастерство преподавателей и учеников.
Произведения художественного металла Строгановских мастерских не имеют широкой известности, скупо представлены в экспозициях отечественных музеев, практически отсутствуют в иконографическом
15
- В ходе работы использовалась база данных международной сети Internet, благодаря которой была получена информация о Строгановском металле, находящемся в отечественных музейных и частных коллекциях, в антикварной торговле.
- Диссертационное исследование было основано на архивных материалах, фондов РГАЛИ, ГНИМА им. A.B. Щусева, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, музея и библиотеки МГХПУ им. С.Г. Строганова и других архивохранилищ.
Апробация работы. Основные положения работы были изложены в докладе на конференции в МГХПУ им. С.Г. Строганова и в ряде научных статей. Также материалы диссертационного исследования отражены в методических и учебных программах на кафедре Художественной обработки металла МГХПУ им. С.Г. Строганова.
16
Глава I
Сложение Строгановской школы проектного мастерства в области художественной обработки металла в контексте развития художественной промышленности.
1.2.Становление художественно-промышленного образования в России.
Основание С.Г. Строгановым «Школы технического рисования в
отношении к искусствам и ремеслам» 1825 - I860 гг.
С воцарением на престол Александра I начинается огромный патриотический подъем в России, который привлек внимание передовых слоев общества к русской культуре, к своему национальному искусству.
Создавались различные общества, изучающие родную историю и возрождающие русское наследие: «Общество Истории и Древностей Российских», задачей которого было издание исторических документов о России и оригинальных летописей (1804 г.); «Общество испытателей природы» (1804 г.); «Общество Любителей Российской Словесности» (1805 г.); «Общество соревнования медицинских и физических наук» (1805 г.); «Общество поощрения художеств» со школой и художественноремесленными мастерскими; «Общество помощи труду»; «Русское художествен но-промышленное общество»; «Общество возрождения художественной Руси»; «Общество любителей древности» (впоследствии
С.Г. Строганов был его председателем); «Общество Испытателей природы (также был председатель С.Г. Строганов).
В 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. Учреждено множество учебных заведений: институты, училища, гимназии в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Ярославле, Казани, Харькове, Варшаве и других городах. В дополнение к Московскому университету было основано