Ви є тут

Стиль Ар Деко в искусстве Львова межвоенного периода

Автор: 
Банцекова, Анна Евгеньевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172248
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
Глава 1. Вена - Львов: к истокам стиля Ар Деко........................19
Глава 2. Архитектура и скульптура Львова..............................30
2.1. Архитектура и декор, монументальная скульптура............30
2.2. Станковая скульптура......................................70
Глава 3. Монументальная и станковая живопись..........................73
Глава 4. Развитие книжной графики, плаката. Станковая графика.........92
Глава 5. Оформление интерьеров. Декоративно-прикладное искусство 104
Выводы................................................................124
Библиография..........................................................131
Приложение А «Биографические данные архитекторе и художников» 142
Приложение Б «Фотоматериалы»...................................прилагается
ВВЕДЕНИЕ
з
Стиль Ар Деко - тема достаточно изучаемая на Западе. Каталоги выставок, научные публикации, постоянные экспозиции в крупных музеях*, популяризаторские альбомы, общепризнанные аукционы, осуществляющие продажу произведений этого стиля, наконец, созданные в Англии и США общества любителей Ар Деко - всё это говорит о безусловном интересе к декоративному стилю со стороны научных кругов и общественности.
Появление термина «Ар Деко» связано с ретроспективной выставкой «безумных 20-х годов» - “Les Annes “25” в парижском Музее декоративного искусства и художественных промыслов (1966 г.); как указано в подзаголовке её каталога, выставка представляла экспонаты, связанные с художественными течениями 1920-х годов: «Ар Деко», «Баухауз», «Стейль», «Эспри нуво». Организатор выставки и автор каталога И. Брунхаммер (Y. Brunhammer), оперируя термином «стиль 1925 года», привлекла внимание к Ар Деко, определяя его как художественный стиль.
Необходимо отметить, что впервые употребил термин «Ар Деко» Ле Корбюзье, выражая своё саркастическое отношение к декоративноприкладному искусству, в статье, опубликованной в журнале «Эспри нуво» («Esprit Nouveau») в 1925 году.
После парижской выставки 1966 года термин «Ар Деко» был подхвачен
* Музеи мира с постоянными экспозициями экспонатов Ар Деко: Австрия, Вена, Исторический музей города, Музей искусства XX века; Чехия, Прага, Музей искусств и ремесел; Англия, Лондон, Британский музей, Музей Виктории и Альберта; Франция, Париж, Музей Ар Деко; Дания, Копенгаген, Музей Ар Деко; Германия, Кёльн, Музей Урсулы и Ханса Кольш; Швеция, Стокгольм, Национальный музей; США, Вашингтон, Национальный музей
ЧУ
американского искусства; Ныо-Иорк, музей Метрополитен; Музей Соломона Гуггенхейма.
15
Сразу после выставки, в 1925 году была опубликована статья С. Захорской, которая попыталась определить основные тенденции развития современного искусства, наметить составные части формирующегося стиля Ар Деко. Отмечая два основных источника формирования нового искусства, Захорская определяет их как рациональное направление (кубизм и классицизирующие направления, то есть направления, для которых вопрос формы стоит на первом месте) и иррациональное (футуризм и экспрессионизм, для которых вопрос формы отходит на второй план). Проанализировав материалы Международной выставки 1925 года, Захорская приходит к выводу о том, что новое формирующееся искусство всё-таки опирается на кубизм и на классицизирующие направления, при этом не отбрасывает достижения футуризма и экспрессионизма, что позволяет ему сохранить «нерв жизни». Главное же в том, как пишет Захорская, что «соревнование двух противоположных мировозрений переходит по всей видимости во вторую фазу — взаимного их проникновения. Две противоположности взаимодействуют между собой даже против своей воли и создают новую целостность. У этой новой целостности пока ещё нет названия» [192, С.569-570].
Львов принял безоговорочно новую тенденцию европейского искусства. В 1924 году художник М. Федюк отмечал: «Принцип декоративности можно отнести ко всему пластическому искусству как исходную точку критерия. Элементами живописи являются площадь, линия, краски; используя эти элементы, художник не забудет о золотой формуле всякого искусства: как можно меньше средств, как можно больше эффектов» [84, С.З ].
Свой вклад в триумфальные достижения польского павильона внесли и львовяне. Почетный диплом получил воспитанник Львовского политехнического института архитектор Р. Фелинский. Среди экспонатов выставки был проект ковра работы Р. Сельского, алебастровые вазы предприятия князя Чарторыского в Журавно.
Однако в целом Львов был слабо представлен в Париже. Город жил собственными выставками - Восточными ярмарками («Та^1 \У$с1юс1те»),
которые проходили в Стрийском парке ежегодно с 1921 года. Они давали возможность активно проявиться особенностям «ЛЬВОВСКОГО» стиля, отличного от других версий Ар Деко.
Несмотря на заимствование основных особенностей европейского стиля львовское Ар Деко имело свои специфические черты. Так, в декоре ЛЬВОВСКОЙ архитектуры первой трети XX столетия, наряду с готизирующими мотивами, параллельно шло переосмысление стиля барокко - мощного пласта галицийской культуры XVIII века. Неудивительно, что именно в конце 1920-х годов появились первые серьёзные научные исследования о пластике львовского барокко. Элементы неостилей и сецессии нашли своеобразное преломление в архитектурном декоре этого периода.
Выставка «Ар Деко во Львове» (2001 г.) показала, как много памятников этого стиля сохранилось с межвоенных времён. Декоративный стиль, проявив себя практически во всех видах искусства, нашёл своё яркое выражение во львовской архитектуре и её декоре, что позволяет говорить о феномене львовской архитектурной школы, имеющей свою неповторимую значимость, свои особые черты, отличные от других ведущих польских центров -краковского и варшавского.
Именно в 1920-е годы, что особенно ярко выразилось в живописи и графике, прослеживается влияние византийского искусства, всегда тонкой нитью проходящего через все эпохи львовской культуры. Неовизантинизм стал основой украинского самосознания. На определённом этапе развития львовского искусства 1920-1930-х годов линию неовизантинизма можно рассматривать как украинский вариант Ар Деко.
Необходимо подчеркнуть, что 20-30-е годы XX столетия - время самоопределения украинской нации в мировом контексте. В украинском искусстве это время связано с поиском национального стиля. Материалы выставки позволили показать, что национальное украинское искусство развивалось с одной стороны, как самобытное, оригинальное, источником которого являлось народное творчество, с другой стороны - оно развивалось в