Ви є тут

Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков

Автор: 
Кривошеина Наталья Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172388
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.................................................................3
Глава 1. Преподобный Трнфои Вятский чудотворец — предварительные исторические сведения и рукописная традиция.............................27
1.1. Культовая живопись Вятской земли...................................27
1.2. Историческая часть иконографии преподобного Трифона Вятского 39
1.3. Житие преподобного Трифона Вятского - источник иконографии 57
Глава 2. Иконография преподобного Трифона Вятского XVII — XVIII веков...................................................................70
2.1. Изображения Трифона Вятского в контексте иконографии преподобных.............................................................70
2.2. Изображения преподобного Трифона и блаженного Прокопия Вятских чудотворцев.............................................................82
2.3. Иконография храмовых образов «Явление Божьей Матери преподобному Трифону»................................................................96
Глава 3. Иконография преподобного Трифона Вятского XIX — XX веков..................................................................113
3.1. Житийная икона преподобного Трифона Вятского и ее историко-бытовой характер...............................................................113
3.2. Настенная живопись Успенского собора Трифонова монастыря: особенности иконографической программы прославляющего цикла............124
3.3. Образ преподобного Трифона Вятского. Новые открытия в культовой живописи XIX - XX веков................................................141
Заключение.........................................................154
Библиографический список использованной литературы.................156
Приложение 1. Монументальная живопись Успенского собора Трифонова
монастыря: иконография сюжетов.....................................177
Приложение 2. Богоматерь с Трифоном Вятским в раме с клеймами жития:
иконография сюжетов................................................182
Приложение 3. Иллюстрации..........................................202
Список иллюстраций.................................................214
Список сокращений..................................................218
3
Введение
Современные актуальные тенденции исследования культовой живописи выделяют из всего иконописного наследия памятники, сюжеты и темы которых коренятся в отечественной действительности. Отсюда, важна значимость художественных явлений, составляющих культуру отдельных регионов: изучение в провинции местных направлений и школ, вносит, тем самым, вклад в общероссийскую науку. Вопросы осознания множественности «региональных культур»(1), необходимости их всесторонней разработки, задачи изучения краевого прошлого ставились еще в первые десятилетия прошлого вска(2). Тогда же зазвучал «<...> убежденный призыв не забывать исторического изучения духовной культуры <...>»(3). Тем не менее, по известным объективным причинам исторического хода страны, полноценное исследование произведений провинциальной культовой живописи стало возможным лишь с возрождением духовной культуры в конце XX столетия. Восстановление храмов открыло (с большими оговорками) доступ к памятникам, находящимся в немузейных собраниях.
Образ первого святого Вятской земли - преподобного Трифона Вятского чудотворца — в краевом историко-культурном наследии занимает важнейшее место и является одним из основных факторов понимания своеобразия микрокультуры, сложившейся в эпоху средневековья на Вятке. Имя Трифона Вятского (1546-1612) связано с историей заселения северных земель русскими, созданием монастырских обителей. В истории церкви Трифон Вятский известен как просветитель; основанный им первый на Вятке монастырь, положил начало утверждению духовной православной культуры края. Помимо миссионерской, монастырь вел огромную хозяйственную, образовательную деятельность, стимулировал развитие церковного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сегодня возрожденный монастырь -
исследования: Кировский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.— Киров, 2000.—С. 128-134.
12. Менчикова Н. И. Иконы с изображением Трифона Вятского и города Хлынова конца ХУН-первой половины XVIII веков. К вопросу об эволюции иконографии «Богоматерь Боголюбская» //Материалы и исследования: Кировский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.— Киров, 2000.—С. 135-144.
13. Мартынова Н. П. Историческая справка по настенной живописи алтаря Успенского собора Трифонова монастыря. К реставрации 1991г. Художник Лев Парилов //Материалы и исследования: Кировский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.— Киров, 2000.—С. 144-155.
14. Сверчкова О. Н. Стилистические особенности палехской росписи в Успенском соборе Трифонова монастыря //Материалы и исследования: Кировский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.— Киров,
2000.—С. 155-161.
15. Демонстрация фильма «Благоизволи очам прозрети...(Хождение к. иконе)» (23 мин.) состоялась 22 окт. 2001 г. на ГТРК «Вятка» в дни Шестых Свято-Трифоновских образовательных чтений. Фильм «Работаем туристами» (12мин.) представлял Кировскую область на VI Межрегиональном кинофестивале любительских фильмов в г. Ярославле (I место).
16. Зародившийся в 50-е годы XIX века, иконографический метод был непопулярен в период «советского» искусствоведения в связи с разделением отношения к иконе как к «предмету культа» и художественному явлению. В 1970—1990-е годы начался чрезвычайно активный процесс обращения в искусствознании к иконографии. См. об этом: Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство.—Спб.:Лига Плюс, 2001.—351с. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери.—П. г., 1914-1915 — Т. 1-2.
21
Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб.: Лига -Плюс.—412 с. Покровский И. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М.: Прогресс-Традиция, 2001.— 564с. Лазарев В. Н. История византийской живописи.— М., 1947-1948.—Т. 1-2. Лазарев В. Н. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства //Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. — М.: Наука, 1970. —С. 304. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской Галереи — Москва: Искусство, 1963.— т. 1, 2. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья Х1У-ХУ1 веков.— М.: Наука, 1967.— 187с. Смирнова Э. С. Московская икона Х1У-ХУП веков.— Л-д: Аврора, 1988. — 320 с. Евсеева Л. М., Сорокатый В. М. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV—XVI вв.— М.: Индрик, 2000,—416 с. Вздорнов Г. И. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. — М. : Иск-во.—344 с. Маркелов Г. В. Святые древней Руси: Материалы по иконографии (прориси и переводы, иконописные подлинники).— Т. 1-2. СПб, Дмитрий Буланин.— 1998.
17. Исходя из того, что в иконографии Трифона Вятского повествовательные циклы преобладают (в виде житийной иконы и настенного цикла), мы воспользовались термином Ф. И. Буслаева, определяющего как «Исторические сюжеты: из Ветхого Завета, из Нового Завета, апокрифические книги Ветхого и Нового Завета, Жития святых<...>». Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство.— Спб.: Лига Плюс,
2001.—С. 124.
18. Романова М. Уникальное произведение домонгольской Руси: Богоматерь Боголюбская //Искусство.— 1978.— №3. —С. 64-67. Маясова Н. А. Памятник с Соловецких островов: Икона Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия.— Ленинград: Аврора, 1969. —46 с. Овчинникова Е. С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской» //Древнерусское искусство. Зарубежные связи.—М., 1975.—С. 343-353. Маханько М. А. «Богоматерь Боголюбская». Об использовании древних иконографических изводов в