2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение...........................................................3-21
Глава I. Культурно-исторический фон и эстетические аспекты
развития фарфора в ХУИ-ХУШ вв......................................22-47
Глава II. Развитие стиля фарфора с конца ХУ1 в. до 1680-х гг.......48-82
1. Правление Ваньли (1573-1619)..............................56-68
2. «Переходный период»: 20-80-е гг. XVII в...................69-82
Глава III. Развитие стиля фарфора с 80-х гг. XVII в. до конца XVIII в—83-138
1. Фарфор 80-х гг. XVII в. - 20-х гг. XVIII в. («средний и
поздний» Канси)...............................................93-111
2. Правление Юнчжэн (1723-1736)..............................111-123
3. Правление Цяньлун (1736-1796).............................123-137
Глава IV. Китайский фарфор для экспорта в Европу. ХУП-ХУШ вв 138-155
Глава V. Проблема атрибуции китайского фарфора. Подлинники и
подделки..................................................156-166
Заключение.........................................................167-170
Приложение 1. Технологические особенности китайского
фарфора............................................................171-180
Приложение 2. Изобразительные мотивы в декоре китайского фарфора и их символика..........................................................181-193
Глоссарий. Художественные и технические термины китайского
фарфора............................................................194-198
Список основной использованной литературы..........................199-210
3
ВВЕДЕНИЕ
Китайский фарфор - феноменальное явление в истории мировой цивилизации, уникальное, как с точки зрения совершенной технологии, так и художественных достижений. На протяжении веков, он отражал все основные тенденции времени и в свою очередь влиял на развитие других видов искусства не только в Китае, но в других странах Востока и Запада. Фарфор поистине можно назвать энциклопедией китайской жизни, истории, мифологии, литературы, театра, живописи, обрядов, связанных с традиционными праздниками, поскольку все перечисленное, нашло отражение в сюжетной тематике росписей, а также в функционировании самих предметов. Из этого, обладающего прекрасными свойствами пластического материала на протяжении веков было создано огромное количество разнообразных по формам и назначению предметов: от маленьких капельниц для туши до монументальных садовых аквариумов, предметов мебели и деталей архитектурного убранства.
Настоящая работа посвящена изучению стилевого развития фарфора ХУН-ХУШ вв., который к указанному периоду прошел длительный путь эволюции от элитарного до распространенного в самых широких слоях населения вида декоративно-прикладного искусства и достиг небывалого ранее уровня развития. Фарфор ХУН-ХУШ вв. в истории китайского искусства - необычайно яркое и самобытное явление, связанное со всем комплексом сложных историко-культурных перемен, происходивших в стране.
Хронологически указанный период охватывает такие процессы в историческом развитии, как закат и кризис одной правящей династии, завершившийся ее крахом, началом, становлением и расцветом другой. Керамическое производство, являясь высокотехнологичным, непосредственно отражало экономическое и политическое состояние государства, поэтому
20
как возможная модель для создания каталогов провинциальных музеев, где хранятся аналогичные коллекции.
Методология работы определяется поставленными перед диссертантом задачами и особенностями исследуемого материала. Она предполагает сочетание искусствоведческого, вещеведческого и историко-культурного анализа.
Автор выявляет общие тенденции в развитии стиля, складывающиеся на протяжении ХУН-ХУШ вв., и одновременно того индивидуального, присущего фарфору определенного периода почерка. Только при составлении общей художественной картины эпохи становится возможным грамотно провести классификацию, а, следовательно, представить вещи в русле своего исторического контекста. Методологическая основа работы опирается на сравнительный художественный анализ, который строится, прежде всего, на применении визуального метода атрибуции. Иногда визуальный метод дополняется результатами совместной работы с реставраторами для выявления особенностей материала: теста, глазурей, красок, однородности или неоднородности изделия.
Методология исследования предусматривает проблему использования терминологии по керамике и фарфору. Автор использует как китайские, так и европейские термины, следуя практике, сложившейся в мировой науке, отдавая предпочтение терминам емким по содержанию, «удобным» при общении с профессионалами и знатоками, поскольку замена их в тексте требует слишком многословного описания. Поэтому, наряду с такой китайской номенклатурой, как «доуцай» (борющиеся краски), «уцай» (пятицветные), в работе применяются и ставшие общепризнанными для описания типов росписи эмалевыми красками понятия, как «зеленое семейство», «розовое семейство», «черное семейство». В ряде случаем дается билингвистическое толкование термина, например, техника «брызганный
21
кобальт» может переводиться и как «блё пудре» и как «фэнъцай». Поскольку в современной науке стали общепринятыми некоторые японские термины, по отношению к фарфору XVII в. употребляются такие названия, как «ко-сомэцкэ» (старый кобальт), «тэнкэй», относящиеся к определенным типам изделий 20-х годов XVII в. Помимо терминологии, относящейся непосредственно к фарфоровым изделиям, в настоящей работе употребляются некоторые, ставшие классическими для исследователей культуры Китая философско-эстетические и этические категории, как «сеи» (выражение сути), «цзыжань» (естественность) и т.п.
Цели и задачи настоящей работы определили и ее структуру. Диссертация состоит из введения как постановки проблемы, пяти глав, содержащих анализ культурно-исторических предпосылок и рассмотрение развития стиля фарфора в хронологической последовательности с рубежа XVI-XVII вв. до конца XVIII в., заключения, библиографии, и ряда приложений, включающих очерк по исторической технологии и проблеме выявления подлинников и подделок, а также терминологические глоссарии.
- Київ+380960830922