Ви є тут

Принципы формирования художественно-пластического языка К. Малевича как знаковой системы в контексте культуры XX в.

Автор: 
Ширшков, Игорь Александрович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172311
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава первая
Исторические аспекты творческого пути К.Малевича Глава вторая.
Построение мифического и утопического в языке супрематизма
1. Мифическое в супрематизме
2.Утопическое в супрематизме Глава третья
Принципы построения композиции в супрематизме
1. Принципы построения художественной формы
2. Принципы построения художественного пространства Глава четвертая
«Мировой язык» К. Малевича как идеографическое искусство
1. Изобразительное искусство как письменность
2. Знаки К. Малевича Заключение Список литературы Иллюстрации
2
Введение
Сегодня в начале нового века и тысячелетия хочется еще и еще раз осмыслить те перемены изобразительного искусства, которые произошли в начале XX столетия. Это интересно еще и потому, что в период господства социалистической системы доступ к документам и материалам по истории авангарда был ограничен. Несмотря на то, что о творчестве К.Малевича написано большое количество работ, его фигура остается все также мистически загадочной и до конца не раскрытой во многих искусствоведческих и философских аспектах. Для этого, несомненно, потребуются еще многие исследования феномена личности и творчества К.Малевича. Удивительный художник эпохи перемен того времени А.Матис говорил: «Значение
творчества художника измеряется количеством новых знаков, введенных им в пластический язык...» Безусловно, что знаково-символическая основа Является
I
крайне важной для изобразительного искусства, начиная от стиля эпохи и заканчивая авторским языком конкретного мастера. Творческий путь К.Малевича очень плотно связан с этим аспектом художественного творчества. Апогеем его идеографии стал черный квадрат, который, прежде всего, стал знаком творчества К.Малевича и знаком начала новой эры в искусстве.
Изобразительное искусство неразрывно связанно с формированием знаковых систем в мировой культуре. Эту мысль многократно повторяли в анализе художественного творчества, как важнейший принцип изобразительного языка. Тем не менее, не всегда до конца оценивается роль символического в творческом методе того или иного художника. К сожалению, в творчестве К.Малевича этому аспекту пока еще не отведено достаточно внимания. Хотя именно символическое занимает ведущую роль в его творчестве. На протяжении всей жизни К.Малевич творил и порождал знаки и символы, стремясь создать некую универсальную систему. Будучи человеком, постоянно размышляющем о Вселенной и Боге, что присутствует в его
3
период закладывался принципиальный код, предопределяя общую систему проектного мышления XX века.
Методологи в работах о типологии мышления разделяют проектное мышление и образное или художественное мышление. Можно сказать, что в период начала XX века в изобразительном искусстве оба этих мышления соединились. Проектное, пришедшее из архитектуры и дизайна, игравшее второстепенную роль в произведениях искусства, стало настолько активно, что зачастую почти полностью заслоняет художественное мышление.
К.Малевич как художник, тонко чувствовавший дух времени, не мог строить свой творческий метод без полного погружения в идеи поисков выдающихся современников. Его темперамент и жажда творчества не могли ограничиться задачами совершенствования мастерства в уже сложившихся пластических системах изобразительного искусства. Как максималист он стремился к абсолютному творческому состоянию и не мог остановить свой творческий метод на уже достигнутых рубежах. Именно поэтому он постоянно стремится к упрощению формы, отказу от декоративности, «минималистическому» построению произведений. Смена его этапов творчества, до супрематизма, это своего рода постепенное освобождение от иллюзорной действительности. В этот период подобный путь проходили и другие художники, архитекторы, дизайнеры. В этом смысле он не был одинок, а двигался в общем потоке новаторов изобразительного искусства.
• Основные этапы развития художественно-пластического языка К.Малсвича.
1904 г. - К.Малевич едет в Москву и с ознакомительными целями посещает занятия в училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище. Исследователи говорят, что принцип пуанталистического письма, который он начинает разрабатывать говорит о его склонности к упорядоченности и строгой логичности живописной системы. Эта черта проявляется уже в начале творческого пути. Одновременно с этим нужно сказать, что уже в ранних его
15
произведениях появилась тяга к сюжетной экспрессии и к символизму, о чем говорят сами названия работ того периода.
1905 г. Весной возвращается в Курск. До осени работает на плейере и осваивает импрессионизм.
В 1906 - 1910 гг. посещает занятия в студии Ф.И. Рерберга. (работает в символизме и кубизме). В этот период К.Малевич неукоснительно идет по пути насыщения живописи весом и плотности, которая станет неотъемлемой частью его кубо-футуристических работ.
«Что же касается стоявшей перед художником задачи выхода из импрессионизма, то более органичным был путь через сезанновское наследие к фовизму и кубизму - то есть тог закономерный путь, который прошла незадолго до этого французская живопись. Этот путь повторили многие русские художники. Малевич проделал его за чрезвычайно короткий срок»[6]. К.Малевич писал «Москва иконная опрокинула все мои теории и привела меня к третьей стадии развития. Через иконописное искусство я понял эмоциональное искусство крестьян, которое любил и раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон»[7]. Изучение иконописного искусства убедило К.Малевича в том, что дело не в изучении анатомии и перспективы, а в том что действительность или тема есть то, что нужно перевоплотить в идеальную форму выходящей из глубины эстетики.
1907 г. - К.Малевич пишет серию работ «эскизы к фресковой живописи», проникнутые религиозно-мистическим настроением. С этих работ по мнению исследователей начинается новый этап в творчестве К.Малевича, связанный с интересом к сочиненной, умозрительной композиции, построенной на умозрительных образах в противоположность работе с натурой.
6 - Малевич К.С. Главы из автобиографии художника. Малевич о себе Современники о Малевиче. В 2-х томах. Авторы — составители
И.А. Вакар, Т.Н. Михиенко. М.: «ЯА», 2004. С. 17.
7 - Гам же.
16