Ви є тут

Мужской костюм в истории европейской моды: основные векторы развития : XV в. - начало XX в.

Автор: 
Королёва Лариса Викторовна
Тип роботи: 
основные векторы развития
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
201
Артикул:
172160
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1.
Начало формирования модных тенденций в мужском костюме
занаднотевропецских стран, лидирующих в экономике •...............15
)
П.1 О предыстории мужского европейского костюма...................16
П.2 Костюм Флоренции (XV в.): придворная официальность и
артистизм....................................................25
П.З Костюм Венеции (XV в.): торжественность и рациональность.....28
П.4 Новации в художественной практике английского костюма........33
Глава 2.
Придворный и деловой мужской костюм в европейской культуре ХУ1-ХУШ веков.....................................................38
П. 1 Геометрия мужского костюма в «золотой век» испанской
экономики.........................................................39
П.2 Конструктивность голландского и живописность фламандского
мужского делового костюма....................................44
П.З Мужской придворный костюм Франции
а) мужской костюм как знак «престижа нации»..................49
б) костюм барокко и классицизма..............................54
в) костюм рококо.............................................58
П.4 Функциональность английского костюма - основа развития
европейской мужской моды.....................................61
Глава 3.
Мужской костюм в контексте новых эстетических веяний в Западной Европе XIX- начала XX веков.......................................71
П.1 Модный костюм эпохи Романтизма................................72
П.2 Мужская мода эпохи Бидермейер.................................78
П.З Мода большого города..........................................81
Заключение........................................................94
Библиография.....................................................103
Приложение 1 - Терминологический словарь.........................125
Приложение 2 - Список иллюстраций................................151
Иллюстративное приложение.........................................157
3
ВВЕДЕНИЕ
Художественная практика современной моды многообразна, сложна и противоречива. Ее изучение с необходимостью включает в себя историческую проблематику, способную высветить многие моменты современности. В последние годы заметно активизировался интерес к изучению истории мужского костюма, однако в исследованиях, посвященных этой проблематике, остается еще много лакун. В частности, исследователи, как правило, не упоминают о том, что историческая эволюция мужского костюма осуществлялась по двум основным направлениям. Одно достаточно изучено - это придворный мужской костюм (Бургундский двор, двор Медичи во Флоренции, королевский двор в Испании, королевский двор Франции, начиная с Людовика XI до Наполеона 111). Анализа второго направления в отечественном искусствознании практически нет: речь идёт о деловом костюме, формирование которого инициировала экономическая элита промышленно развитых европейских стран.
Города-миры, какими, несомненно, были и Венеция, и Амстердам, и Лондон, «слишком многое говорили заинтересованности и воображению», в своём стремлении, как можно ярче продемонстрировать свое богатство и великолепие, тем самым, приглашая мужчину к участию в успехе».1 В городах-государствах и территориальных государствах, лидерах в экономическом развитии, формировался основной вектор модной практики мужского костюма Европы.
Систематизация истории европейской мужской моды, учитывающая формирование костюма сначала в среде элиты общества (придворной и
1 См. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХУ-ХУШ вв./ Пер. с фр. док. истории, наук Л.Е. Куббеля. — М.: «IТрогресс», 1992. — С. 23.
19
льняного полотна. Под доспехи надевали узкую куртку - гамбезион,1 набитую волосом и простеганную, или сделанную из кожи. Первое военное верхнее платье, нарамник2 - длинный кусок ткани с отверстием для головы, который надевали от пыли, от солнца, защищая кольчугу.
Приблизительно к 1150 году Европа выходит из состояния прямого сельскохозяйственного потребления, и на обширных пространствах совершается переход от домашней экономики к экономике рыночной. Иначе говоря, города отрываются от своего деревенского окружения, и этот великий разрыв способствует созданию европейского общества. К середине XI века ткачи из низменных земель устраиваются в городских поселениях. Текстильная промышленность наводняет города Фландрии, а в целом, эти земли превращаются в промышленный район, не имеющий равных в Европе.
Второй полюс европейской экономики - Северная Италия, где, проникнув на большой византийский рынок, первенствует Венеция. Она выковывает свои институты - фискальные, финансовые, денежные, административные, политические. Север получает шерсть из Англии и делает сукна, которые красятся во Флоренции и успешно продаются по всем путям Средиземного моря. В свою очередь, с Востока итальянские купцы поставляют в Европу шёлк, атлас, бархат. В это же время зарождается новое социальное и культурное явление - мода. Ярмарки в Шампани становятся местом встреч людей со всей Европы и превращаются в настоящий подиум на фоне новой готической архитектуры. (Таблица №1).
«Христианское единство Европы, а вслед за ним культурное единство - вот причины проницаемости» Европы, её способности к
1 Гамбезион (или гамбезон) (фр.) - первоначально длинная узкая куртка, которую надевали под металлические доспе\и. К XII в. покрои гамбизеона несколько изменился, и оту одежду стали носить гражданские лица в качестве верхней.
2 Нарамник (др. слав, «рамени» - поверх плеч) - длинный кусок ткани, согнутый пополам, с отверстием для головы. Название многих светских и церковных одежд, а также первое военное платье.
20
обменам, в том числе и обменам модными влияниями в одежде.2 Начиная с XIII века, жизнь при дворе строилась согласно правилам этикета, знание правил позволяло человеку чувствовать себя частью обособленного, элитного общества. В это время костюм знатного мужчины начинался с нижней рубахи - белой, богато вышитой итальянским шёлком, а иногда и жемчугом. Из тщеславия начали открывать декольте, углублять проймы и делать больше разрезов. На сорочку надевали котту ' и сюрко 2, который вначале повторял форму коты, но в последствии, за счёт вставленных в швы клиньев, стал иметь расширение в боках. Помимо круглого отверстия для головы на груди делали разрез, который практиковали до середины XIV века. Его шнуровали, а в кругах знати закрывали фибулой или аграфом. Этот разрез - амиго 3 - применяли и при изготовлении котарди,4 появившемся в конце XIII века. Лёгкий плащ за спиной «монтель»5, как правило, удерживался на плечах благодаря шнурку свитому из шёлка, пропущенному иод застёжкой на амиго. С середины XIV века закончилась эпоха, когда значение мужского костюма превосходило его материальную ценность, а фасон костюма был не индивидуальным, а скорее традиционным или сословным. Тело откровенно вырисовывалось под верхней одеждой, а сама одежда деформировала отдельные части
1 См. Блок М. Апология истории или ремесло историка. Изд. 2-е. - М.: Изд. Наука, 1986. - С. 54.
1 Котт, котта (фр. «cotte») - средневековая верхняя мужская и женская одежда. Мужская - узкая одежда, доходящая до середины бёдер,с рукавами, узкими или широкими в виде крыльев. Котта. могла быть и без рукавов.
2 Сюрко (фр. спгсоНе- буки, «поверх коты») - верхняя мужская одежда XlII-XrV вв. одеваемая поверх других, но под плащ. За счёт вставленных в боковые швы клиньев С. имел расширение в боках, придавая силуэту форму трапеции. В боковых швах снизу до бёдер у С. были сделаны разрезы. С. был, как военной одеждой, так и выходной. Обычным материалом был шерстяной драп. Как правило, С. ставили на подкладку, зимние, иногда, были на меху. Особенно популярным в этот период был сюрко цвета «экарлат» - огтенков красного.
3 Амиго (ит.) - разновидность горловины — «антипод» круглого отверстия для головы на груди, сосгавная часть кроя котарди. Амиго практиковался до середины XIV в. Его шнуровали, а в кругах знати, закрывали нарядной пряжкой, украшенной цветной эмалью.
4 Котарди (фр.) - узкая верхняя мужская одежда не отрезная по талии, с застежкой спереди, длиной до середины бедер. Котарди имел рукава различной формы, узкие или широкие в виде крыльев. В нач. XV в., в связи с изобретением круглой проймы, появились рукава «фонариком» и «бараний окорок» - с сильно расширенным окатом. На линии бедра К. имел декоративный пояс.
5 Монтель (фр. «montelle») - мужской плащ из прямоугольного куска ткани, наброшенный на плечи, свободно драпирующийся за спиной. Держался только на шнурках.