Ви є тут

Византийское художественное влияние в армянской миниатюре XI века. Адрианопольское и Трапезундское Евангелия : к вопросу об искусстве армян-халкидонитов

Автор: 
Акопян Заруи Аветисовна
Тип роботи: 
к вопросу об искусстве армян-халкидонитов
Рік: 
2008
Артикул:
172139
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................2
Глава I
Армяно-византийские культурные связи.....................................16
1. Армяно-византийские связи в области искусства до конца XI века.......16
2. Армяне-халкидониты. Культура и искусство..............................40
Глава 11
Адрианопольекос Евангелие................................................64
1. Описание рукописи и общие сведения....................................64
2. Каноны согласия и выходные листы......................................66
3. Портреты евангелистов.................................................73
4. Донаторская композиция................................................81
Глава 111
'Гранезундское Евангелие.................................................93
1. Описание рукописи и общие сведения....................................93
2. Каноны согласия и заглавные листы.....................................95
3. Портреты евангелистов................................................108
4. Праздничный цикл.....................................................119
5. Композиции «Деисус» и «11антократор».................................129
6. Миниатюры Трапезундского Евангелия и монументальная
живопись Каппадокии..................................................139
7. Датировка и локализация 'Граиезуидского Евангелия....................151
Заключение..............................................................158
Библиография.......................................................... 164
Сокращения..............................................................179
Введение
В основу данной работы легли две армянские иллюстрированные рукописи XI века, известные как Адрианопольское и Трапезунлекое Евангелия. Манускрипты хранятся в Венеции, в библиотеке конгрегации армянских мхитаристов.
Две вышеназванные рукописи представлены в научной литературе, но не
достаточно известны и монографически не изучены. Первые шаги в этом направлении : I • ’
были предприняты еще К.Вайцманом в 30-х годах прошлого века, и исследования были частично продолжены Т.Измайловой, гго все же этого не достаточно, так как в научном плане эти рукописи очень интересны. Это обусловлено прежде всего тем, что миниатюры двух рукописей примыкают к византийской живописной традиции, а значит важны в контексте не только армянской, гго и византийской живописи. Миниатюры этих рукописей достаточно высокого художественного качества и интересны в плане искусствоведческом. Помимо того, Адрианопольское и Трапезу!щекое Евангелия, датируемые XI веком, представляют один из важных периодов армянского искусства, когда Армения и Византия находились в тесных политических и культурных отношениях, когда имело место взаимовлияние культур. Две вышеназванные армянские рукописи - яркий показатель этих процессов. Это тем более важно, что в контексте армяно-византийских культурных связей памятники живописи еще нс рассматривались. Обращение к Адрианопольскому и Трапезундскому Евангелиям было вызвано желанием всестороннего исследования этих памятников, определения их места в контексте армянского и византийского искусства, что в свою очередь затрагивает еще одну грань армяно-византийских отношений XI века.
Включение в рамки одной работы двух памятников было обусловлено рядом причин. Во-первых, и Адрианопольское, и Траггезундское Евангелия, точнее, украшающие их миниатюры стилистически примыкают к византийской живописи. Сближает их и время создания - XI столетие (одна из рукописей имеет точную дату, а другая датируется приблизительно). Есть еще один важный аспект, объединяющий эти два памятника. Известно, что две вышеназванные рукописи выполнены за пределами Армении, в армянских колониях Византии, скорее, в разных сс регионах: одна в Македонии, о чем известно совершенно точно, а другая - возможно в
16
Глава I Армяно-византийские культурные связи
1. Армяно-византийские связи в области искусства до конца XI века
Армяно-византийские отношения сложились с момента образования Византийской империи, в состав которой вошли владения бывшей Римской империи, в том числе и некоторые области Армении, и продолжались в течение всего средневековья. Отношения Армении и Византии были обусловлены всей политической, экономической и культурной ситуацией, сложившейся в регионе. Они были значимы как для Армении, так и для Византии15.
Географическое положение Армении, расположенной между Малоашйски.м и Иранским плоскогорьями, во многом определило политическую и культурную ориентацию страны. Находясь в орбите политических интересов крупных держав, постоянно борясь за независимость, Армения вынуждена была лавировать между Парфией и Римом, Сасанидским Ираном и Византией, ее территории время от времени переходили в непосредственное подчинение враждующих сторон, но все же страна не теряла полностью своей независимости.
Связи с византийским миром, будь то восточные его окраины или столичные круги, сложились с момента образования империи Константина Великого и сыграли решающую роль в развитии культуры и искусства средневековой Армении. Определяющим моментом стал политический союз с Римом, установившийся со второй половины II в, когда началась «романизация» страны (храм и мозаика в I арии, монеты с изображение армянских царей)16. Распространение христианства в Армении
15 Армянский фактор оставил заметный след в истории Византийской империи. Армянский этнос на территории Виза1ггии был самым многочисленным после греческого. Проживающие на территории империи армяне составляли большую часть военного контингента, они занимали высокие посты при дворе и стояли на защите интересов империи. См: Charanis P. The Armenians in the Byzantine Umpire. Variorum Reprints, London, 1972; Каджан А. П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в X1-XII вв. Ереван, 1975; Новосельцев А. Политические и культурные связи между Византией и странами Закавказья II XVIII международный конгресс византинистов. М., 1991.
16 Тер-Мартиросов Ф. И. Храм в крепости Гарнн-гсроон, мартирнй. Ереван, 1995. С. 30-31; Аракелян Б. Очерки но истории искусства древней Армении (IVb. до н.э. - III н.э.). Таб. XXXIII, CIX. Ереван, 1976.
17
во многом было обусловлено исторически сложившимися тесными связями с Каппадокисй и Сирией17, где христианство распространилось также рано18.
Исходя из конкретной исторической, политической и культурной ситуации армяно-византийские отношения складывались в разные исторические периоды по-разному. Они были очень тесными и плодотворными особенно в ранний период, но и в дальнейшем не прерывались, менялся лишь характер этих отношений (существенные изменения произошли уже после XI века).
В армеиоведеиии традиционно сложилось мнение о том, что в армяно-византийских отношениях решающую роль сыграли церковная ориентация с-фаны -монофиситство, - и, соответственно, все положения рассматривались сквозь призму разногласий двух Церквей. Конечно же, ориентация Армянской Церкви сыграла определенную роль в дальнейшей судьбе политических и культурных отношений Армении с Византией, но, тем не менее, она не стала тем водоразделом, каким часто
стараются это представить. В последнее время подобная точка зрения справедливо
ю
пересматривается .
В Армении достаточно рано ( 1У-У вв.) появились памятники христианского искусства и архитектуры, и почти сразу выявились своеобразные черты национального искусства. Однако процесс становления христианского искусства в Армении происходил на общем фоне развития восточнохристианского искусства, из арсенала которого оно переняло очень многое как в стилистическом, так и в иконографическом плане. Тот факт, что Армения была вовлечена в активные культурные и художественные процессы эпохи, свидетельствует достаточно высокий уровень культурного развития страны, для которой были уже понятны и доступны новые художествен И ЫС II ри НI ш п ы.
|7Г1ервыс проповедники-христианства в Армении были из восточных областей Римской империи: Григорий Просветитель и снятые Девы прибыли из Каппадокии - из Кесарии, а согласно евангельскому преданию здесь проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей.
18 Судя по археологическим данным, новое религиозное учение начало проникать в Армению уже с конца II в. См: Тер-Мартнросоп Ф. И. Преддверие христианства в Армении // Армения и христианский Восток. Трепан, 2000. С. 65.
19 Об этом: Ллоиц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ррсван,1971; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяпс-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980. С. 46, Она же: Армяне-халкидонитм. Культура и самосознание // ПЭ. Т. 3. С.326-327; Мурадян П. М. Культурная деятельность армян-халкедонитов в Х1-Х1П веках // II международный симпозиум по армянскому искусству. Ереван, 1978. С. 325; Казарин А. Ю. Собор в Аруче....