Ви є тут

Галерея древней живописи в Новом Эрмитаже: монументально-декоративный цикл первой половины XIX в. как изобразительная модель истории античной живописи

Автор: 
Оноприенко Елена Витальевна
Тип роботи: 
монументально-декоративный цикл первой половины X
Рік: 
2007
Артикул:
172224
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
Содержание рабо і ы
Введение 2
Глава 1. Концепция Галереи истории древней живописи 16
1.1 Живопись и художественные программы на тему истории иск>сства в первой
половине XIX в. 16
1.2 Галерея истории древней живописи как часть художественной программы
Императорскою музея в Петербуріе 26
1.3 Сюжеты Галереи и их литературные иеючники 36
1 4 Значение энка>етической техники для концепции Галереи 41
Глава 2. Галерея в кон ісксте филолої ически ориентированной
археологии первой половины XIX века 54
2 1 Клснце как археолог и сю интерес к истории античной живописи 54
22 Периодизация Клемцеистории античной живописи и структура Галереи 70
23 Влияние археоло! ичсскои иа>ки на шперпреташио сюжетов Галереи 78
Глава 3. Мотивы каршн античных художников в Галерее 90
3.1 Особенноеги стиля картин Галереи 90
3.2 Рсконстр>кции картин древних живописцев в искусстве конца XVIII -первой
половины XIX вв и в Галерее 101
3.3 Мотивы картин античных художников в Галерее
и их и юбразитсльные источники 112
Глава 4. Галерея как изобразительная модель исюрии
ЖИВОПИСИ 125
4.1 Мотив «художник за работой» в Галерее 125
42 Галерея в сопоставлении с друтими изобразительными моделями
истории живописи: 151
4.2.1 Монументальные росписи Вазари на тему античного искусства
(1569-1573) 151
4.2.2 История искусства в Лоджиях Старой Пинакотеки (1827-1840) 159
Заключение 168
Список сокращений 176
Использованная литера «ура 178
Список иллюс!раций 207
Приложение. Сюжеш Галереи и их иеючники 219
Иллюстрации 233
2
Введение
В 1845 г. приглашенный для строительства Императорского музея в Петербурге мюнхенский архитектор Лео фон Кленце (1784-1864) составил программу для уникального по своему масштабу историческою цикла на тему античной живописи. Она начинается словами об идее проекта: «В картинах этих изображается история искусства живописи греков и римлян с самого начатия, и постепенное развитие оного до христианских времен Восточной Империи, т.е. до того времени, когда искусство исчезло со смертью художников, погибших от рук вандалов в царствование импераюра Валента»1. Эта концепция нашла поддержку заказчика музея - Николая I, и по окончании строительства Кленце имел возможность отметить счастливый итог проекта, представляющего историю искусства «целою тысячелетия, в течение которого расцветала классическая живопись, начиная с первых полумифических инкунабул Эвхира, Эвграмма и Экфаша, включая все эпохи истории искусства и все школы Греции и Италии, до последнего упадка искусства в Византии»2.
Упоминания о Галерее истории древней живописи, этою красивейшею зала Государственного Эрмитажа3, можно встретить праюически в каждом современном издании о музее. Однако сведения о ее декоративном убранстве ограничиваются, как правило, указанием на тему размещенною здесь цикла и краткой исторической справкой и, к сожалению, оказываются не всегда
\ РГ ИЛ Ф 468 Оп 35 д 327 Л 87
: Klenze I Das Kaiserliche Museum der schonen Künste in Sankt Petersburg, entworfen und ausgefulut - München
I iterarisch-Artistische Anstalt der JCJ Cotta’schen Buchhandlung, 1850 - S 3
5 За исключением размещенной в настоящее время котпекции наиапноевроисискоП cK>ii.iu>pn XIX в вместо
и пепин нз малахита Петергофской и I катеринб>ргском tpainni.ni.ix фабрик, Галерея сохранта свои первоначальный попик См акварельный рнс>нок Э Г1 Га> 1859 г и Воронихина А Н Випы галоп Эрмитажа и Зимнею лворна в акварепяч и рис>нках хуло/кникопсерешны XIX пека -М Иск>саш>,1983 - N2 XXXIV
25
росписи 1891-1897 гг.). В этот цикл, как одни из вех, были включены композиции на античные темы: «Наивысший расцвет искусства в древности» (на солнечной стороне Акрополя Фидий снимает покрывало со статуи Зевса) и «При римских императорах» (император Веспасиан и ею архитектор обсуждают планы строительства Колизея)90.
Таким образом, монументальные циклы на тему истории искусава, возникали в европейских музеях (как показывают французская и германская традиции) на всем протяжении XIX в. и отличались многообразием концепций: их программы были посвящены возникновению отдельных искусств, взаимодействию художественных школ, эпизодам региональной истории искусства, развитию культуры на протяжении великих исторических эпох, от Древнего мира до Нового времени. Как правило, они были ориентированы на такие «идеальные» эпохи, как античность и Ренессанс, что, «разумеется, было связано с предпочитаемыми в то время концепциями искусства и лагерями культурно-исторических интересов» !. В круг этих явлений входит и Галерея истории древней живописи в Эрмитаже, на возникновение которой оказали влияние такие тенденции, как популярность живописи на сюжеты из жизни художников, рост интереса к истории вообще и истории искусства в частости, а также изменение статуса художественных музеев, становившихся отрытыми для широкой публики.
'Ibid S 141-144,291-294 Jiainic было разрушено к 1944 ( , а фрески окончатеи на >ничтожен) i при сносе Pjiih п 1967 г Фотоснимки находятся в Городском архиве Диксон торфа Гспро^миш эемгсоп к фрескам «Нанвнешни распили пск>сстпа в древности» н «Нанвисшии распвсг иск>сства в эпох) Ренессанса» см в
I txikon der Düsseldorfer Malcrschulc 1819-1918 3 Bdc Bd l/Hrsg \ um Kunstmuseum Düsseldorf im I liitnltof, i’iOjcktlcituni' H Paffrath - München Bruckmann, 1997 -S 398-399 Abb 4M, IS6
м I atmnel G Kunst im Aufbnich Malerei, Graphik und Plastik zur Alt Goethes Stuttgart Stuttgart [u a j Met/Ier, 1998 S 202
26
1.2 Галерея истории древней живописи как часть художественной программы Императорского музея в Петербурге
Лео фон Кленце, один из архитекторов, определивших типологию и иконографию музейного строительства своего века, практически в каждом проекте стремился воплотить «профамму национального мемориала и
О?
публичного собрания» одновременно. Не является исключением и Новый Эрмитаж в Петербурге (1839-1852) - третий музей Кленце, где нашел отражение весь его опыт как архитектора и как автора декоративных программ93. В основу художественной концепции этого универсального музея был положен уже сложившийся канон, одним из элементов которого являются скульптурные изображения знаменитых художников на фасадах здания94. На значение Глиптотеки как памятника истории ваяния указывали статуи знаменитых скульпторов95, а фасады Старой Пинакотеки украшали статуи художников, представляющих историю живописи96. В нишах первого и на кронштейнах второго и третьего этажей Нового Эрмитажа Кленце расположил фигуры знаменитых живописцев, скульпторов, граверов, мозаичистов от античности до современности. Многие из них совпадают с теми, чго были \с1ановчены на фасадах мюнхенских му геев, и, как свидегельспгуюг архивные документы, первоначальные модели были выполнены немецкими скулыпорами97. Из античных художников на главном фасаде представлены живописцы Тимаш, Полигнот, Зевксис, Апеллес, Паррасий и скульпторы
I ертщ М В Нош III ')pMIII JA b K0IITCKC1C СПрОИСИСКИЧ М) Jeеи XIX века / 11овпи ЭрмимА, 2003 - С М)
94 Buttlar А Glyptothek, Pinakothek, Neue I mu tage K!cn?cs immanenter Histonsmus/'Jahrbuch der Kiinstgcschichtlichen Kunstsammlungen ш Wien - Bd 8Ь - 1992
94 Эта траишия docхотит к тес иаитеот распростраттшеПся в XVIII в В таких проектах ноплоша^мсь пречеташения о ipaa таиствениости, нраьстпсннпх красше чсювсческого тухл См Helhtringtoit Р
Pantheons in the inuustiun Ли aspect of the history of taste// Ait Histot) - Vol 1 -197b -No 2 -P 211 22S "GlyptothekMünchen 1830 1980 -S 237-248 Kat Nr 235-252
* Ьолыиинсгво их било üiiiimiieiio по проектам Лнпиша фон Шгпнтачра. стремившегося «привнести ромлпмческое поипмтипе кешкнх ху толииков прошедших времен в ску 11 птуру» (Olten 1 Г udwig Michael Schwanthaler 1Ь02-1818 - München Prcstel, 1970 -S 43)
9 IepHiiuMB 1 loni in OpMinaA в контексте сиронсНских музее» XIX века Л Попий Эрмитаж, 2003 - С 51 52