Ви є тут

Художественная жизнь Алтая первой половины XX века

Автор: 
Солопова Ольга Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
243
Артикул:
172298
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................4
Глава 1. Основные этапы становления и развития художественной жизни в первой половине XX века: исторический аспект...............14
1.1. Содержание понятия «художественная жизнь».....................14
1.2. Историко-культурная ситуация на Алтае до 1917 года............18
1.3. Культурная политика советского правительства и развитие художественной жизни на Алтае в 1917-1932 гг.......................30
1.4. Основные факты и события художественной жизни Алтая 1932-1941 гг.......................................................44
1.5. Художественная жизнь Алтая военных и послевоенных лет
(1941-1950)........................................................51
Глава 2. Формы художественной жизни Алтая первой половины
XX столетия........................................................59
2.1. Развитие художественного образования Алтая в первой половине
XX века............................................................59
2.2. Развитие изобразительного искусства и выставочная деятельность
на Алтае в первой половине XX века.................................72
2.3. Музейное дело на Алтае в первой половине XX столетия..........84
2.4. Художественные объединения Алтая в первой половине XX века 90
2.5. Ведущие мастера Алтая первой половины XX века и их творчество...99
Заключение........................................................108
Список принятых сокращений........................................114
Список литературы и источников....................................115
Список иллюстраций...............................................144
Иллюстрации.....................................................150
Приложения......................................................175
Пргиюжение 1. Биографический словарь художников и деятелей
культуры Алтая первой половины XX века...........................176
Приложение 2. Хроника художественной жизни Алтая первой половины
XX столетия......................................................208
Приложение 3. Из материалов периодической печати 1925 -1930 гг 214
Приложение 4. Документы и программные материалы, регулирующие художественную жизнь Алтая в первой половине XX в................228
23
Петербургском императорском институте гражданских инженеров, работал над созданием триумфальных арок и украшений Хабаровска к приезду Александра III, служил архитектором в Семипалатинской области, принимал активное участие в крупнейших архитектурных конкурсах страны [155, с. 26].
Наиболее полно архитектурное дарование И.Ф. Носовича раскрылось на Алтае, где им были выполнены такие проекты, как собственный дом архитектора (1907), здание римско-католического костела (1909) (Ил. 2) в Барнауле, Народный дом в Бийске, реконструкция здания горной лаборатории в Барнауле под краеведческий музей (1913-1914). В настоящее время деревянный в формах эклектики дом И.Ф. Носовича утрачен, здание костела утратило первоначальные черты после реконструкции 1936 г..
Народный дом в Бийске строился на средства бийского мецената А.П. Копылова. Получив наследство от дяди, купца Павла Копылова, отставной полковник А.П. Копылов выделил часть средств на постройку в Бийске Народного дома и городской школы [104, с. 10]. Народный дом открыт в ноябре 1916 года, в нем размещались зрительный зал для спектаклей и концертов, общественная библиотека, биржа труда, дешевая столовая, воскресная школа для взрослых, городской общественный банк, средства которого использовались на благотворительность [128]. Бийский Народный дом стал культурным центром города. Имя мецената Павла Копылова сохранялось за Народным Домом в 1920-1930-х гг.
Общественная деятельность И.Ф. Носовича связана с его членством в таких организациях, как Алтайский подотдел Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества, Общество попечения о начальном образовании в Барнауле. С 1908 г. И.Ф. Носович становится председателем Общества, а его жена является активным его членом . Одно из направлений работы И.Ф. Носовича связано с
24
организацией барнаульского отдела Русского общества городов-садов, целью которого стала пропаганда улучшения жилищных условий и полная реформа градостроительства [155, с. 28-30]. Будучи главным архитектором города, И.Ф. Носович в 1917 году предложил для Барнаула план города-сада. Проект не был реализован по финансовым причинам.
Важными событиями духовной жизни Алтая стали строительство и освящение храмов, в том числе Покровского собора (1903), Никольской полковой церкви (1906) (Ил. 4) в Барнауле, Успенского собора в Бийске (1903). Культовое строительство Алтая начала XX века представлено постройками в формах эклектики (русско-византийский и русский стили). Храмы являлись центрами духовной и культурной жизни. Сохранял важную культурную роль Петропавловский собор Барнаула. При храмах действовали церковно-приходские школы, во всех церквях богослужение сопровождал церковный хор, среди певчих которого - служащие управления Алтайского округа, учителя и т.д. [88, с.310]. Деятельность церковных хоров повлияла на развитие музыкальной культуры Алтая.
Богатством убранства отличалась церковь Дмитрия Ростовского в Барнауле, построенная в 1831 г. в формах классицизма при заводской богадельне. Настенные росписи, иконостас, ряд других работ для церкви выполнены академиком живописи М.И. Мягковым, в церкви хранились преподнесенные в дар начальником Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фроловым 23 иконы и картины из личной коллекции («Божия Матерь с Младенцем», «Христос, благословляющий младенцев во храме», «Иосиф, продаваемый братьями», «Иосиф - народоправитель в Египте»; копии картин «Рождество Христово» Рембрандта, «Святой Себастьян» Ван Дейка и др.) [60, с.57]. В храме располагались также другие картины религиозного содержания: «Снятие со креста Иисуса Христа» профессора живописи Петербургской академии художеств Г.И. Угрюмова, «Вознесение Господа Иисуса Христа, окруженного небесными силами