Ви є тут

Стенопись 1690 года Введенского собора Толгского монастыря : вопросы атрибуции и иконография

Автор: 
Шумилина Елена Леонидовна
Тип роботи: 
вопросы атрибуции и иконография
Рік: 
1690
Кількість сторінок: 
240
Артикул:
172242
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ТОМ I
ВВЕДЕНИЕ
0.1. История Толгского монастыря и Введенского собора по данным письменных
источников с. 7
0.2. История изучения, реставраций и возобновлений стенной росписи Введенского собора с. 11
0.3. Цели и задачи диссертационного исследования с. 22
ГЛАВА I. БИБЛИИ БОРХТА И ПИСКАТОРА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Х1Х-ХХ1 ВВ.
1.1. Западноевропейская печатная графика в русской художественной практике ХУ1-ХУ11 вв с. 26
1.2. Проблема влияния гравюр борхтовской и пискаторовской Библий на русское церковное искусство в публикациях ХЗХ -начала XX вв..................с. 27
1.3. Влияние гравюр Библии Борхта и Библии Пискатора на развитие православной иконографии в трудах ученых XX - начала XXI вв...................с. 32
1.4. Структура и художественные особенности привлекаемых к исследованию экземпляров лицевых Библий с. 43
ГЛАВА И. РОСПИСЬ ГЛАВ, СТОЛБОВ И ПОДПРУЖНЫХ АРОК ЧЕТВЕРИКА ВВЕДЕНСКОГО СОБОРА
2.1. Фрески центральной и боковых глав ..............................с. 47
2.2. Фрески столбов. Цикл "Деяния Св. апостолов".....................с. 53
2.3. Фрески подпружных арок. Цикл "Страсти Св. апостолов"............с. 62
3
ГЛАВА III. РОСПИСЬ СВОДОВ ЧЕТВЕРИКА ВВЕДЕНСКОГО СОБОРА. ЦИКЛЫ ПРАЗДНИКОВ, НЕДЕЛИ ВАИЙ И ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ
3.1. Праздничный цикл..........................................с. 70
3.2. Цикл Недели ваий и Цветной триоди..........................с.75
ГЛАВА IV. РОСПИСЬ ЛЮНЕТОВ И ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ СТЕН.
1-Й И 2-Й РЕГИСТРЫ. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
4.1. Фрески люнетов южной стены. Детство и начало служения Спасителя.... с. 78
4.2. Фрески люнетов западной и северной стен. Чудеса и исцеления Христа. Ото-
слание апостолов на проповедь...........................................с. 82
4.3. Фрески 2-го регистра южной и западной стен. История Иоанна Предтечи. Чудеса и исцеления Христа с. 83
ГЛАВА V. 2-Й И 3-Й РЕГИСТРЫ. ПРИТОЧНЫЙ ЦИКЛ
5.1. Место и роль притчи в системе библейского повествования............с. 87
5.2. Фрески 2-го регистра. Северная стена...............................с. 89
5.3. Фрески 3-го регистра. Южная стена................................ с. 94
5.4. Фрески 3-го регистра. Западная стена...............................с. 98
5.5. Фрески 3-го регистра. Северная стена с. 102
ГЛАВА VI. 4-Й РЕГИСТР. ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ:"ОТЧЕ НАШ”, "ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ”, "ПРИТЧА О ПОСЛЕДНЕМ СУДЕ", "СИМВОЛ ВЕРЫ"
6.1. Цикл "Отче наш" с. 107
6.2. Цикл "Заповеди блаженств" с. 118
6.3. Цикл "Притча о Последнем суде" с. 132
6.4. Цикл "Символ веры" с. 138
43
жили эталоном на протяжении нескольких столетий*'73.
1.4. СТРУКТУРА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКЗЕМПЛЯРОВ ЛИЦЕВЫХ БИБЛИЙ БОРХТА И
ПИСКАТОРА.
Для атрибуционной работы и сравнительного анализа живописных композиций толгской стенописи с западноевропейскими книжными иллюстрациями нами были привлечены к работе экземпляры лицевых Библий из книжных собраний Петербурга: тома Библии Пискатора 1674 года издания из Научной библиотеки Академии Художеств и экземпляр Библии Борхта 1673 года из библиотеки Музея истории религии74.
Поскольку в своем исследовании мы обратились к фрескам основного объема Введенского собора, иллюстрирующим главным образом события новозаветной истории (ветхозаветная тематика, как уже отмечалось, получила отражение в галереях храма, в настоящее время еще не восстановленных), предметом нашего анализа стали те части Библий, в которых размещены гравюры, созданные на материале канонических текстов евангелистов.
Библейские иллюстрации антверпенского художника Петера Ван дер Борхта (1545-1608) (самое раннее издание борхтовской Библии датируется 1580 годом), оказались в поле внимания русских иконописцев с начала 1650-х гг., после того, как были переизданы в 1639 г. Пискатором7. На базе этого издания в 1652 г. создавались фрески московской церкви Троицы в Никитниках.
На титульных листах, привлекаемого нами к рассмотрению экземпляра Биб-
73 Там же, р. 10.
74 Привлекаемый нами к работе экземпляр Библии Борхта (Ин 760), с записью о принадлежности Антониеву-
Сийскому монатырю, сходен, по наблюдениям О.А.Белобровой, по своему составу с Библией Борхта-Пискатора
1639 года из РГБ ф.178 (Музейное собр.) №3274, рассмотренной И.Л. Бусевой-Давыдовой. См. Белоброва O.A.
Очерки русской художественной культуры XVI - XX веков. М., 2005, с368.
75 См. Бусева-Давыдова И.Л. У к. соч., с.190.
44
лии имеются указания на то, что во 2-ой половине XVII столетия гравюры Борхта еще раз переиздавалась в Амстердаме - в 1662 г. издателем Герритом Янцем (Gerrit Iansz) - Ветхий Завет, и в 1673 г. Якобом Ван Ройеном (Iacob van Royen) -Ветхий и Новый Завет /илл.187/. Последнее издание «BIBELSCHE FIGUEREN OFTE AFBEELDINGEN VAN AL DE GEDENCKWEERDIGE HISTORIEN ENDE ANDERE GESCBEEDENISSEN DES OUDEN ENDE NIEUWEN TESTAMENTS...» с «краткими аллегорическими и духовными изъяснениями» доктора Хила (Hiel), скорее всего, и было источником вдохновения русских изографов 1670-х -1690-х годов.
Корпус иллюстраций представляющих в Библии Борхта 1673 г. Новый Завет (49 листов) состоит из трех частей (гравюры к ветхозаветным и новозаветным текстам составляют одну книгу): блока изображений созданных на материале евангельских текстов, с входящими в него композициями страстного содержания (’’Страсти” в данном случае в отдельную тематическую группу не выделены), серии гравюр иллюстрирующих «Деяния святых апостолов», а также сцен «Апокалипсиса» (первая гравюра новозаветной части Библии помечена автором цифрой 41, последняя - № 90). Все гравюры издания имеют выгравированную автором подпись P.V. Borcht.
Что касается Библии Пискатора («THEATRUM BIBLICUM AE NEIS EXSPRESSAE...»), то первое издание альбома O.A. Белоброва, относит к 1643 году76. По ее наблюдениям, в русскую художественную практику гравюры из этой книги вошли только во 2-ой половине столетия. Особенно часто к этому источнику иконописцы стали обращаться после переиздания книги в 1674 году. Первые русские вирши под библейскими гравюрами появились в 1679 г., а первые фресковые циклы, созданные на основе гравюр, были исполнены годом позже - в стенописи ярославской церкви Ильи Пророка77.
76 ’Theatrum biblicum..." известна по амстердамским изданиям 1643.1650 и 1674 гг., а также по изданию 1646 г. в городе Алькмаре. См. Белоброва O.A. Ук.соч., с366-368).
77 Там же.