2
Оглавление
Введение..............................................................3
Глава I. Идейные и общественные предпосылки подъема интереса к классической традиции в культуре Франции последней четверти XIX века.................................................................38
1.1 Реакция на господство доктрины позитивизма во французской культуре последней трети XIX века..............................38
1.2 Лнтипозитивистская реакция католической церкви
и движение за «католическое возрождение» в литературных кругах Франции конца XIX века.........................................49
1.3 Антипозитивизм в философии и «Философия жизни». Влияние на
культуру и искусство Франции рубежа ХТХ-ХХ веков..................60
Глава II. Дискуссия о классической традиции в консервативных и
националистических кругах Франции на рубеже Х1Х-ХХ веков 69
2.1 Общественно-политическая ситуация во Франции конца XIX -начала XX века. Контекст развития консервативных и националистических сил.........................................69
2.2 Концепция классической традиции французского искусства
в идеологии движения «Аксьон франсез».............................71
2.3 Национальная традиция и классицизм в учении Мориса Баррееа . . .101
2.4 Концепция классической традиции французского искусства
в доктрине Адриена Митуара.......................................106
2.5 Классицизм или Средневековье? Дискуссия но проблеме истоков национального искусства в общественно-политических кругах Франции начала XX века........................................114
Глава III. Классическая традиция в теории
и практике Мориса Дени..............................................134
Заключение..........................................................166
Список использованной литературы....................................176
Иллюстрации.........................................................197
Введение
3
Актуальность исследования
Конец XIX столетия был осознан во французском искусстве как время подведения итогов и размышления о новых путях. Уже отгремели выставки импрессионистов, к концу подходила эпоха постимпрессионизма, и оставалось несколько лет до рождения фовизма и кубизма. В этот переходный период происходит немало теоретических дискуссий, в которые оказываются вовлечены как историки искусства или критики, так и художники. На этом перепутье естественно встает вопрос о том, что есть исконная французская художественная традиция, и именно здесь разворачивается горячая дискуссия о том, какую именно линию следует выбрать. В эго время взоры многих обращены в сторону классической традиции. Такой выбор не был случаен: сумма образов и стилистических приемов, что передается от одного поколения к другому, утверждаясь как художественная традиция, имеет свойство глубоко проникать в сознание людей, формировать его и сохраняется на протяжении столетий. О классической традиции говорили самые разные представители художественного мира Франции — и консерваторы, и авангардисты. Не менее активное участие в дискуссии принимали политики и публицисты, представители практически всех партий и движений Франции рубежа веков. Спор шел об общественной роли классической традиции и содержании понятия, так как каждый участник полемики вкладывал в эти слова свой актуальный смысл.
Мысль о том, что классическая традиция получила распространение в теории и практике французского искусства рубежа Х1Х-ХХ веков, давно является общепризнанной. Однако в тени оставался ряд вопросов,
21
своеобразия и превосходства французской нации. В России национальный характер классической традиции французского искусства был обозначен,
однако не акцентировался. Классическая традиция здесь рассматривалась,
§
скорее, как несущая общехудожественные и, следовательно, общечеловеческие ценности. И хотя эта традиция получила наиболее яркое воплощение во Франции, ее черты проявлялись в культурах других наций или могли быть ими переняты.
Аналогичный подход демонстрировали и некоторые немецкие авторы, такие как Юлиус Мейер-Грефе. В позиции этого критика очевидно стремление к объективной оценке в сложной ситуации личной причастности. Националистическая доктрина французских сторонников возрождения классической традиции была направлена, прежде всего, против Германии и влияния ее культуры. И в самой Германии остро стоял вопрос национальной самобытности. Следует отметить, что классическое искусство приобрело актуальное звучание на рубеже Х1Х-ХХ веков и в некоторых других европейских странах, прежде всего, в Германии и в Италии, где оно также воспринималось не только в художественном, но и в социально-политическом контексте. Мейер-Грефе писал: «Нынче в искусстве придается большое значение элементу национальности и часто приходится эстетику
17
понимать географически».' Критик определял классическую составляющую французской культуры как основополагающую и внесшую неоценимый вклад во всеобщую художественную культуру. Свою позицию Мейер-Грефе изложил на страницах русского журнала «Мир искусства» в 1903 году, то есть в самый разгар националистических настроений во французском
*п
обществе. В обеих статьях критика «От Пусссна до Мориса Дени» и «Современное французское искусство»,49 опубликованных в журнале «Мир искусства», сохранение традиции как национального стержня французского искусства неизменно подчеркивается: «[...] трудно было бы найти в истории
47 Мсйер-Грсфс Ю. Современное французское искусство // Мир искусства. - 1903. - №9. - С.87.
'а Мсйер-Грсфс Ю. От Пуссена до Мориса Дени//Мир искусства. - 1903.-№3.-С.130-13б.
Мсйер-Грсфс Ю. Современное французское искусство // Мир искусства. - 1903. - №9. - С.87-100.
22
искусства второй столь же блестящий пример сохранения живых сокровенных сил, как история французской живописи».50
Сравнивая немецкую школу и французскую, он видел в первой ■господство, прежде всего, глубинных чувств, мыслей и сюжетной основы, а во второй - самой живописи. Во французском искусстве Мейер-Грефе подчеркивал приоритет формального начала, решение чисто художественных задач. Именно такому подходу к искусству он сам отдавал предпочтение. «Мы непременно хотим воплотить в искусстве наше национальное сознание и уважаем всякие назидательные легенды [...] Французы имеют мало влечения к этому. Их «легенды» [...] не заключают в себе ничего археологического, а тем менее чего-либо благочестиво-назидательного. У них царствует свободная анархия, которая относится к идее национализма, как, впрочем, и ко многим другим идеям, скорее враждебно, и все-таки, не взирая на это, редкое искусство столь глубоко национально, как французское. У них своя, совершенно отличная от немецкой, природа».51 Мейер-Грефе выделил основные составляющие современного французского искусства. Здесь важна крепкая связь поколений и преемственность традиций, значимо не столько то, что изображено, сколько как изображено. Мастер обладает абсолютной свободой художественных поисков, но неизменно опирается на опыт предшественников, и не только французов. Во французской школе аккумулирован мировой художественный опыт. Французский художник передает образ современной эпохи, понятный каждой нации. «В Париже художнику-иноземцу дышится легко [...] радостное сознание участия в мощном культурном движении. Это сознание, покоящееся на глубоких, не только эстетических основах, как бы заменяет любовь к родине, являясь
ГЛ
более тонкой се формой». В этом проявляется универсальный характер французской художественной школы. Таким образом, Мейер-Грефе гасил
50 Меиср-Грсфе Ю. От Пуссена до Мориса Дени. Указ. соч. С. 136.
51 Мсиср-Грсфс Ю. Современное французское искусство. Указ. соч. С.87.
52 Там же, с.90-91.
- Київ+380960830922