Ви є тут

Тема деревни в творчестве советских живописцев 1960 - 1970-х годов

Автор: 
Бондаренко Людмила Константиновна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
1960
Артикул:
172321
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание:
Введение.......................................................................... 3
Анализ литературы..................................................................8
Глава 1. Анализ объективных и субъективных художественных факторов влиявших на формирование темы деревни в 60-70-х г.г. в творчестве московских художников Н.Андронова, П.Никонова, В.Попкова, В.Иванова, А.Тутунова и ДР............................................................................... 22
1.1. Анализ художественной и мировоззренческой позиции художников шестидесятников писавших на тему деревни...........................................28
1.2. Тема деревни в творчестве русских художников XIX и XX веков: Венецианова, передвижников, .Архипова, Малявина, .Кустодиева, .Малевича............36
1.3. Тема деревни в творчестве советских художников 40-х 50-х г.г.: Л.Пластова,
A.C. Ткачевых, В.Гаврилова........................................................ 41
1.4 Анализ характерных особенностей «деревенского реализма» на фоне «сурового стиля» посредством философского художественного термина «самоотождествленне».............................................................. 44
1.5 Динамика сложения индивидуального живописного стиля в творчестве
B.Попкова, П.Никонова, А.Тутунова, писавших на тему
деревни........................................................................... 61
Глава 2. Развитие темы деревни в тематической картине, пейзаже, портрете в творчестве шестидесятников.........................................................70
2.1. Традиции древнерусского искусства и примитивистские тенденции в тематических картинах Николая Андронова............................................73
2.2. Притчевые интонации в жанровых композициях П.Никонова........................ 87
2.3. Динамика сложения живописного стиля «Мезенские вдовы»- центрального
произведения на деревенскую тематику В. Попкова................................... 92
2.3.1. Развитие женского образа в живописной серии «Мезенские
вдовы» Виктора Попкова. (Тематический аспект).................................. 105
2.4. Женский образ в художественной системе В.Иванова.............................115
2.5. Тема «радости трагизма» в живописных произведениях В.Иванова, В.Попкова, А.Тутунова........................................................................123
2.6. Тема деревни в пейзажах Н.Андронова, П.Никонова, В.Попкова, А.Тутунова... 135
2.7. Стилистические и сюжетные поиски в пейзажах А.Тутунова.......................142
2.8.. Образ современника в портрете и автопортрете в творчестве В.Попкова, П.Никонова, Н.Андронова, В.Иванова................................................151
Заключение................................................................164
Список литературы
179
3
Введение
О российской культуре шестидесятых годов XX века и об изобразительном искусстве, в частности, было написано довольно
много в середине, во второй половине XX века и в перестроечное время. Эти годы неизменно привлекали различных исследователей яркостью и насыщенностью происходивших событий, их качественной стороной. Освещение процессов в советском изобразительном искусстве периода «хрущевской оттепели» за сорок лет прошло все стадии, начиная от фиксации отдельного художественного явления в контексте российского искусства шестидесятых годов, через признание художественной ценности конкретных произведений искусства в
семидесятые и, кончая его критикой в конце восьмидесятых в
начале девяностых годов.
Настойчивый интерес к советскому изобразительному искусству 60- 70- х г.г. XX века в настоящее время обусловлен наличием ряда противоречивых факторов в современной художественной жизни, находящихся в тесной смысловой связи с предыдущим периодом. Являясь естественным следствием смены парадигмы,* эти процессы влияют на сложение аксиологической системы, где констатация исчерпанности реалистического языка 60-80 - х г.г., демонстрирует у многих участников также некоторую потерянность перед горизонтальной многоликостыо современного изобразительного
искусства. При всем его плюралистическом разнообразии рождается ощущение исчезновения человечности, психологической глубины персонажей и самой идеи Человека, как гармоничного, социально полноценного явления, как высочайшей ценности демократической
* Кун Т. Структура научных революций. - М. : Прогресс. 1977.-288 с., Тавризян Г.М. О.Шпенглер и Й.Хейзинга - две концепции кризиса культуры. - М.: Искусство. 1989.-269 с.
На наш взгляд эти качества очень ярко проявляются в творчестве
A.Тутунова, особенно в творчестве П.Никонова, объясняя неожиданные с точки строгого реализма сложные пластические опыты.
Д.Сарабьянов, В.Мани н, А.Сидоров, искали в произведениях современников отголоски живописных традиций начала века. Таким образом, в настоящем исследовании выполнялись две задачи:
- расширялся диапазон исследуемого материала;
формировался историзм мышления, гибкость в восприятии произведений.
Симптоматичными для настоящей работы оказались статьи и других авторов Е.Жидковой (31,32), Ю.Нехорошева (106), М.Чегодаевой (171,172), И.Обросова, ( 11), Г.Плетневой (113),
Поскольку, одной из задач настоящей работы является выявление национальных, художественных идей, вокруг которых формировалось искусство художников-шестидесятников, их степень разработанности в современном материале, возникает необходимость в привлечении трудов, посвященных различным явлениям русского и советского искусства начала и середины XX века, а также статьи из смежных гуманитарных отраслей. (М.Бахтин ( 5), Е. Белов (7),
Н.Бердяев (8.9.), В. Бычков (10), А. Бундзен (11), А. Вартанов (15),
B.Власов (19), И.Ильин (48), В. Иноземцев (56) Б. Рассел (127), Л.Столович (154- 156) и др).
Для раскрытия различных связей были привлечены монографии из истории русского искусства. Диапазон обозначился рассмотрением традиций «Союза русских художников» и «Бубнового валета», до постсоветского времени, когда легализовалось неофициальное направление. (Л.Аннинский (2), «Аполлон» (3), В. Лапшин (74), Г. Поспелов (123, 124),Н. Степанян (151,152), М. Сыркин (157) и др.).
Особое место заняли труды Г.Поспелова. (123, 124) «Бубновый валет», «Союз русских художников В.Лапшина (74), некоторые материалы из журнала «Аполлон», написанные А.Эфросом (178),
Г.Поспелов делает ряд важных выводов о тяготении в предреволюционные годы к синтезу искусств, создании «большого стиля» в станковой живописи, декоративном панно, монументальной росписи. (124). Те же тенденции мы можем увидеть в советском изобразительном искусстве, конкретно в творчестве В.Попкова,
П.Никонова, Н.Андронова, А.Тутунова, В.Иванова.
Искусствоведы Д.Сарабьянов, В.Манин неоднократно сравнивали
творчество Н.Андронова, П.Никонова с реалистическими традициями «Союза русских художников», находя много общего в их
пластическом языке и сюжете. Это послужило поводом для привлечения книги В.Лапшина «Союз русских художников». Благодаря методу исторических аналогий, мы выявили существенные черты и пластическое своеобразие творчества художников -шестидесятников, писавших на деревенскую тему.
В соответствии с поставленной задачей - анализом отдельных сторон творчества московских художников - шестидесятников - мы имели возможность более полного охвата материала, обращая внимание как на более частный, так и абстрактный уровень. Это дало нам повод воспринимать В.Попкова, Н.Андронова, П.Никонова, А.Тутунова,
В.Иванова и др. художников, писавших на тему деревни, как ярких продолжателей традиций русского реалистического изобразительного искусства рубежа веков, которые обладали мировоззренческой и стилистической общностью, единством принципов формообразования, близостью и одновременно разнообразием пластического языка.
Философия. Литература. История.