Ви є тут

Искусство книжной графики в контексте отечественной культуры 20-х годов XX века

Автор: 
Кузин Владимир Владимирович
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172215
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение -----------------------------------3
Глава 1 ----------------------------------12
Книжная 1рафика как объект интереса художественной критики 1920-х гг.
1.1. Книжное дело в России первых послереволюционных лет
(общая характеристика)------------------------------12
1.2. Периодические издания о проблеме «станковое-
ироизводственное»--------------------------------29
1.3. Искусство книжной графики в оценке художественной
критики 1920-х годов -----------------------------42
Глава 2 -----------------------------------50
Первая советская Школа книжной графики: истоки и становление
2.1. Накануне перемен --------------------------------50
2.2. Полиграфический факультет Вхутемаса.
Школа В.Фаворского -------------------------------59
2.3. Идеи «станковое-производственное».
Педагогическая деятельность А.Родченко---------------------70
Глава 3 -----------------------------------80
Искусство книжной графики в выставочной практике
1920-х годов
3.1.Художественная практика и выставки книжной графики
(общая характеристика) -----------------------------80
3.2.Книжная графика в экспозициях отечественных выставок------------89
3.3. Участие русских художников в зарубежных выставках
книжного искусства -------------------------------95
Заключение--------------------------------------------------104
Библиография -----------------------------------------------107
Иллюстративное приложение-----------------------------------118
3
Введение
Сложность и противоречивость общественной жизни в России первых десятилетий XX века отразились в таком же противоречивом мнотобразии художественных течений, представивших богатый спектр творческих поисков. Сегодня открываются все новые и новые факты художественной жизни этого периода, переосмысляется творчество многих талантливых мастеров. Актуальным для изучения истории искусства выступает как обращение к уже наработанному материалу отечественного искусствознания, так и попытки нового понимания художественной практики прошлого века.
Самым неожиданным изменениям в эти годы подверглось и отечественное искусство книжной графики. Следует заметить, что русская книга всегда предлагала на своем историческом пути широкий масштаб художественных и технических решений. Культурная миссия славянских первопечатников шла «в ногу» с миссией западноевропейских первопечатников. Мастер книгопечатания был фигурой особо почитаемой, он концентрировал в своей деятельности издательские, художественные и технические процессы изготовления книги.
Именно так работали типографы-издатели Москвы и Петербурга ХУШ века. В это время профессиональные художники подключались к книжному делу эпизодически, однако, и тогда были уже хорошо известны отличные разработчики шрифтов, исполнители гравюр, фирменных знаков. С течением времени книжное производство переросло в высокое ремесло и вплоть до XIX века книга прочно сохраняла следы рукотворного труда.
В процессе своего исторического пути искусство русской книги
17
начало: уравновешенная, практически симметричная композиция как бы «оформила» здесь сарказм, вызванный идеей ложного «умиротворения». В свою очередь Б.Кустодиев с полной силой использовал символическое начало в сатирическом листе «Вступление» («Жупел», № 2, 1905 г.), где приемы гиперболизации образа, резкие контрасты темного и белого позволяют говорить о новшествах, которые не были свойственны графике предыдущих десятилетий.
И хотя тот же К.Сомов в отношении «Жупела» признавался, что этот журнал его не захватывает и «даже мало интересует», поскольку «для данного момента это слишком мелкое дело, тщеславие, самозабава! Он будет лучше в художественном отношении других листков, но его существование рядом с ними и его сходство с ними есть нечто пошлое, банальное» (8), однако внимание многих известных художников к этому жанру было закономерным. Возможность обратиться к непосредственным жизненным впечатлениям, которыми были богаты те годы, определяла желание обратиться к жанрам, близким к нижной иллюстрации. Не случайно поэтому сатирический журнал «Жупел», возник в 1905 году не только по инициативе М.Горького, но и художников «Мира искусства». Здесь активно сотрудничали Билибин, Грабарь, Добужинский, Серов и другие (в 1906 году издание журнала было запрещено).
А еще раньше (конец XIX века) художественный плакат в России превратился в особый вид графического искусства и привлек к себе внимание многих профессиональных художников: Лансере, Бакста, Билибина, Врубеля, Коровина и др. Искусство плаката, как и позже сатирическая графика, было обращено непосредственно к жизни и потому во многом художественные приемы этих искусств перекликались. Конечно, художественный уровень того же торгового плаката был не всегда
8. Сомов, >как соч, с.91.
18
высок. Серьезную планку выдерживали, например, плакаты И.Билибина.
Симптоматично, что самым распространенным стал книготорговый плакат. Отечественные искусствоведы не раз подчеркивали, что мастерам круга «Мира искусства» обязана своими достижениями не только книжная иллюстрация, но и популярный книготорговый плакат. Единство стилистического решения оформления книги и плаката особенно заметно в работах И.Билибина. Так, при создании «Сказок» (1903 г.) он выступил и как художник и одновременно как автор плаката к ней.
Перекличка искусства плаката с принципами искусства книжной графики, с одной стороны, обусловила ценность его художественной специфики, а с другой, не могла не повлиять и на появление новых приемов в графике. Это взаимовлияние часто подкреплялось идеей книги или журнала: таковы, например, листы Е.Лансере к газете «Утро России», Н.Ремизова к журналу «Аполлон». Анализируя эту ситуацию, искусствовед II.Бабурина точно замечает, что книготорговый плакат первого десятилетия нового века рассматривался как оригинальный вид графики и создавался по критериям подлинного произведения искусства.
Важно отметить следующий ключевой момент: культура первого десятилетия продуцировала такую ситуацию, когда книжная графика стала претерпевать определенные метаморфозы, участвуя в новых художественных жанрах, где, соответственно, требовался поиск новых технических приемов и новых художественных решений.
Мирискусники, как уже подчеркивалось, имели возможность выйти на более смелый эксперимент (используя приемы книжной графики именно в сатирических журналах или в книготорговом плакате, поскольку литературное произведение, хотя и диктовало необходимость обновления