Ви є тут

Художественное развитие вологодского кружева в XX веке

Автор: 
Сорокина Марина Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172410
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление Часть I
Введение .......................................................... 4
I лава 1. Развитие вологодского кружева в конце
XVIII - начале XX вв................................................ 25
1.1. Предпосылки возникновения и развития
кружевоплетения в Вологодской губернии.............................. 25
1.2.Развитие вологодского кружева в конце XVIII-
первой половине XIX вв............................................. 27
1.3.Вологодское кружево во второй половине XIX - начале XX в. ... 34
1.3.1 .Художественные особенности кадниковского кружева ......... 35
1.3.2. Развитие кружевоплетения в Вологде во второй половине
XIX века ................................................... 43
1.3.3.Роль учебных заведений и земских учреждений в
развитии кружева в конце XIX - начале XX в...................... 47
1.3.4.Кружевные базары как фактор развития искусства............. 58
Примечания к главе 1 ....:................................. 62
Глава 2. Вологодское кружево 1918-1950-х гг.........................68
2.1 .Развитие вологодского кружева в 1920-1930-е годы............... 69
2.2.Вологодская кружевная школа и ее роль в развитии кружевоплетения.................................................... 78
2.3.Творческая работа художественной лаборатории в 1930-1950-е гг. 83
Примечания к главе 2............................................... 96
Глава 3. Вологодское кружево 1960-1980-х гг........................ 99
3.1 .Вологодское кружево 1960-х гг................................. 101
3.2.Вологодское кружево 1970-1980-х гг............................. 115
Примечания к главе 3............................................... 130
Глава 4. Вологодское кружево на рубеже XX и XXI веков 132
Примечания к главе 4............................................... 149
Глава 5. Специфика художественных средств вологодского кружева ......................................................... 150
5.1. Особенности художественного процесса в кружевных промыслах . 150
5.2.Своеобразие художественных средств вологодского кружева 155
Примечания к главе 5............................................ 165
Заключение....................................................... 167
Список сокращений................................................ 172
Архивные источники и периодические издания....................... 173
Список использованной литературы................................. 175
Часть И.
Приложение 1. Словарь терминов кружевоплетения .................. 189
Приложение 2. Биографии художников вологодского кружева 194
Приложение 3. Иллюстрации
• Список иллюстраций.......................................... 203
• Альбом иллюстраций.......................................... 216
32
даже Давыдовой не удалось найти предметов, свидетельствующих о характере кружева, производившегося в помещичьих усадьбах. Вместе с тем, Давыдова в 1880-е гг. собрала в Вологде и опубликовала сведения, которые позволили ей сделать вывод, что «все дело было налажено в Ковырине около двадцатых годов настоящего столетия»31. Этот эпизод постоянно упоминается в трудах исследователей на протяжении всего XX века, и датировка его произвольно изменяется32.
Информатор Давыдовой • - бывшая крепостная кружевница вспоминала, что «у них в губернии не было мало-мальски зажиточных помещиков, у которых дворовые не плели бы кружево»33. Ареал распространения кружевоплетения в Вологодской губернии географически совпадает с территорией тех уездов, где находилась большая часть помещичьих усадеб. Это может быть достаточно точным указанием на то, что весьма значительная масса кружевниц здесь в первой половине XIX века была связана с помещичьими «девичьими».
После реформ 1861 года, как это отмечают многие исследователи, кружевоплетение переместилось • в крестьянскую среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.34 Однако этот процесс не был столь простым, чтобы его можно было выразить одной фразой. Прежде всего, кружевоплетение существовало в крестьянской среде и в дореформенный период и было достаточно развито к середине XIX века. Корреспондент РГО в 1850-е гг. приводит описания девичьих костюмов Кадниковского уезда, включающих кружево35. Многочисленные музейные произведения, относящиеся к первой половине - середине XIX века, говорят о распространении кружевоплетения вокруг Вологды и в самом городе.
Т.М.Разина отмечает, что искусство крепостных мастеров, составляющее значительный пласт русской художественной культуры, имело особое значение для народного творчества, для формирования искусства промыслов36 Это справедливое в целом суждение лишь отчасти можно
33
отнести к вологодскому кружеву пореформенного периода. Безусловно, кружевной промысел обязан своими широкими масштабами именно помещичьим мастерским. Процесс создания целой отрасли
кружевоплетения, изготовлявшей изделия по европейским образцам, был важным фактором в широком овладении ремеслом. Кружевницы отточили технику плетения, познакомились с многообразием кружевных узоров. Когда бывшие дворовые девушки возвращались в те деревни, к которым они были приписаны, они не утрачивали выработанные навыки кружевоплетения. Но их изменившийся образ жизни, крестьянский труд, обычаи деревни делали иным характер изделий. Крестьянки без сожаления отказывались от упоминавшихся европейских типов кружева, способов плетения и орнаментов и вновь обращались к традиционной народной технологии и орнаментике, более соответствовавшим крестьянским эстетическим идеалам. Им был предпочтителен хорошо понятный им геометрический орнамент, его пропорции, ритм - орнамент узорного ткачества, резьбы по дереву. Не случайно именно в Кадниковском уезде мы отмечаем великолепные образцы цветного браного ткачества, исключительную по богатству пластики ажурную резьбу на прялках и тончайшую, поистине кружевную резьбу на трепалах.
Поразительно, что столь большой пласт, связанный с дворянской культурой, с высоким искусством европейского кружева, почти не оставил следа в творчестве бывших крепостных мастериц, он как бы растворился, не сумев изменить мощное фольклорное русло народного кружева. Вместе с тем, производство в усадьбах, безусловно, обогатило технический арсенал, приучило кружевниц использовать большое количество коклюшек, познакомило их с европейским искусством, с современной модой, но, по всей видимости, не затронуло русскую душу. Когда ушла в прошлое эпоха "девичьих", ушло и это искусство.