Ви є тут

Роль заказчика в русском искусстве XVIII - начала XIX века : на примере деятельности представителей рода князей Куракиных

Автор: 
Быкова Юлия Игоревна
Тип роботи: 
на примере деятельности представителей рода князе
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
290
Артикул:
172202
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I глава Борис Иванович Куракин. Формирование заказчика нового
типа в первой трети XVIII века
II глава Куракины как заказчики портретной живописи и
архитектуры в середине XVIII века
III глава Особенности художественного заказа в роду Куракиных
во второй половине XVIII - начале XIX века
1. Александр Борисович Куракин. Становление личности заказчика и коллекционирование в эпоху Просвещения
2. Заказ живописных произведений и проблемы портретирования
2.1 Обстоятельства заказа портретной живописи в роду Куракиных
2.2 Портреты князя Александра Борисовича Куракина. Проблемы иконографии и типологии
3. Куракины как заказчики архитектуры, усадебного ландшафта и его живописных воплощений
Заключение Примечания Список литературы
Приложение №1. Генеалогическое древо рода князей Куракиных в XVIII - начале XIX века
Приложение №2. Краткая биографическая справка членов семьи князей Куракиных в XVIII - первой половины XIX века
Приложение №3, Список мастеров, работающих по заказу семьи князей Куракиных в XVIII - начале XIX века
Приложение №4-9. Документы, письма, счета, находящиеся в архиве князей Куракиных
Приложение №10. Список сокращений учреждений и организаций
Введение
Выявление обстоятельств художественного заказа относится к числу классических задач искусствознания. Данная диссертация посвящена исследованию роли частного заказа в развитии отечественной художественной культуры на примере деятельности представителей одного из самых древних и знатных родов в России. Члены семьи Куракиных, достигшие успехов на военном и дипломатическом поприще в XVIII в., были крупными коллекционерами, владельцами роскошных городских домов и усадебных комплексов, служили моделями известным русских и европейских художникам. Их активность в качестве комиссионеров, заказчиков, коллекционеров и меценатов во многом обусловила выбор этой дворянской фамилии1.
Обращение к фигуре заказчика и его роли в формировании и развитии русской художественной культуры XVIII - начала XIX в. имеет в отечественной науке свою традицию.
В XIX в., когда начинается эпоха исторического изучения отечественного культурного наследия, особо следует отметить интерес к портрету, к выявлению имен художников и моделей. Издаются труды A.A. Васильчикова («Алфавитный указатель русских портретов», 1875)2, Д.А. Ровинского («Подробный словарь русских гравированных портретов», 1887)3, каталоги собраний П.И. Щукина («Русские портреты. Собрание П.И. Щукина в Москве», 1901 )4, великого князя Михаила Николаевича («Русские портреты XVIII и XIX столетия», 1905-1909) в 5 томах, где к каждой изображенной личности прилагается подробная биографическая справка6. Устраиваются многочисленные выставки, в свет выходят выставочные каталоги. Одной из первых была выставка русских портретов «Известных лиц XVI-XVIII веков» 1870 г., организованная П.Н. Петровым6. Объединение «Мир искусства» проводит «Выставку русской портретной живописи за 150 лет с 1700 по 1850 г.» в 1902 г.7, знаменитую Таврическую выставку (названую так по месту проведения) в 1905 г.8, создаются экспозиции русской портретной живописи в Па-
3
лии, крайне редко встречаются упоминания о живописи, за исключением, пожалуй, двух портретов жены русского посла Андрея Артамоновича Матвеева во дворце Шарлотеннбург близ Берлина - «В том же доме видел персону бискупа греческаго одеяния, и посторонь его персона жены Андрея Матвеева - два, одна в коруни и в русском уборе, а другая во французском платье...»15 . Как справедливо заметила О.С. Евангулова, «то, что модель изображена в двух видах, вероятно, можно расценивать как свидетельство ее желания быть воспринятой и представительницей старинного русского рода,
I со
и современной европейской дамой» .
Лишь в английских записках Куракина 1710-1711 гг. находятся довольно подробные знаточеские комментарии о живописных полотнах. Несомненно, что уровень его эстетического восприятия стал более высок после посещения и жизни в Италии. Значит ли это, что до приезда в Италию в 1707 г. Борис Иванович игнорировал станковую живопись, переполняющую бюргерские дома, княжеские дворцы и даже городские ратуши, которые неоднократно посещал князь в Северной и Центральной Европе? Скорее всего, нет. Возможно, что он, как и другие петровские вельможи в самом начале XVIII в., не считал нужным упоминать об этом в своих записках.
В научной литературе часто встречается мнение, что в свое первое заграничное путешествие Петр I также не особенно интересовался изобразительным искусством. Его увлечение живописью, эстетические пристрастия, во многом, связанные с произведениями нидерландских мастеров, проявились лишь ближе к 1717 г. Несмотря на то, что его портретировали такие художники как Г. Неллер, Я. Венике, Ш. Буат, по мнению В.Ф. Левинсона-Лессинга, единственным художником, с которым сблизился Петр I в свое первое путешествие, был Адриан Шхонебек, у которого он сам учился15. В записках других путешественников на рубеже XVII и XVIII вв. также не часто встречаются рассказы об изобразительном искусстве. Лишь иногда должное отдают монументальной или декоративной росписи интерьеров. Пожалуй, единичные записи встречаются у A.A. Матвеева в 1705-1707 г. в его
36
французских зарисовках. При описании королевских резиденций: Лувра, Тю-ильри, Версаля - он не только замечает масляные полотна «живописные гис-тории», но и использует термин «партрет», а не «порсуна» или «персона». Он из немногих, нарушая древнерусскую традицию об авторстве, иногда, приводит имена художников «партреты славных живописцев ... то есть господина Ван Дека, Рюбенса и иных»160. Вместе с тем, известно, что A.A. Матвеев в своем дневнике использовал путеводитель Ж. Бриса «Описание города Парижа», который очевидно и способствовал интересу к картинам, украшавшим интерьеры королевских дворцов.
В формировании личности дворянина-заказчика и приобщении его к «цивилизации» особое место отводится обучению и воспитанию. Отсюда особое внимание уделяется образовательным заведениям Западной Европы, как возможным местам обучения соотечественников и прежде всего своих детей. На протяжении многих лет не ослабевает интерес Куракина к различным академиям. Он всегда упоминает о них, сравнивает между собой. Это относится к таким городам как Кенигсберг, Кольберг, Берлин, Лейпциг, Утрехт, Брюссель и др. При описании каждой страны князем обязательно дается по возможности полный список академий, находящихся в ней. Например, он приводит обширный перечень римских «коллегиумов» под названием «Quantisono Coleggii а Roma» («Сколько учебных заведений в Риме») с указанием их специализации.
Интересно то, что многие его замечания довольно самостоятельные. Об академии в Галле он пишет: «сказывают будто ныне лучше Лейпциха стала, только, как я мог видеть, сподеваюся, не так ... наилучшая академия в империи или просто в Германии - в Праге и наук всех больше, и справедливее» . Русский дипломат перечисляет все преподаваемые иностранные языки в утрехтской академии и сравнивает ее с учебными заведениями Италии.
Выступает Б.И. Куракин и как публицист. В первую очередь речь идет о небольшой статье в английском журнале «Зритель» . Здесь русский дипломат проводит параллели между Петром I и Людовиком XIV «на тему сла-
37