Ви є тут

Книжная гравюра в изданиях кириллической печати Московской синодальной типографии XVIII-XIX веков

Автор: 
Васильева Лариса Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172366
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................- 3
Глава I. Московская книжная гравюра
первой половины XVIII века -14
Глава II. Книжная гравюра в изданиях кириллической печати Московской синодальной типографии
второй половины XVIII века - 38
Глава III. Деятельность Рисовальной палаты и иллюстрирование книг кириллической печати
в первой четверти XIX века ....................................- 73
Глава IV. Гравюра второй четверти XIX века в церковных книгах
Московской синодальной типографии .............................. - 91
Глава V. Иллюстрации московских книг кириллической печати
второй половины XIX - начала XX века -119
Заключение ..................................................... -140
Примечания -157
Библиография ................................................... -190
Список использованных архивных документов...................... - 199
Список сокращений '............................................ - 209
Приложение I «Словарь художников, выполнявших работы по оформлению книг церковного содержания кириллической печати XVIII- начала XX вв. для Московской синодальной типографии».... - 210 Приложение II «Употребление печатных форм в наиболее часто издаваемых книгах
Московской синодальной типографии»..............................- 239
Список иллюстраций - 302
Иллюстрации.....................................................- 324
3
ВВЕДЕНИЕ
В 1721 году специальным указом Петра I Московский Печатный двор был переведен в ведение Святейшего Синода и преобразован в Московскую Синодальную типографию.
Московская Синодальная типография была главным производителем и поставщиком на российский рынок книжной продукции религиозного содержания на всем протяжении своего существования, до 1918 года1, когда имущество ее было реквизировано советской властью. Книги религиозного содержания, вышедшие из типографских мастерских, набирались преимущественно на церковнославянском языке древнерусским шрифтом - кириллицей2. Кириллический шрифт, применявшийся в синодальных изданиях, определял характер и формальный строй богословской и богослужебной православной литературы в продолжение двух столетий, вплоть до второго десятилетия XX века.
Отдельные виды книг кириллической печати - Библия, Евангелие, Новый Завет, Апостол, Псалтирь, Служебник, Ирмологий, Октоих, Знамения Пришествия Антихристова, Служба, житие и чудеса Николая Чудотворца, Последование молебных пений3 украшались сюжетными гравюрами. Техника гравюр, их количество и состав, а также порядок распределения изобразительного материала внутри изданий часто варьировались. В то же самое время в силу традиционного для русского церковного искусства консерватизма иконографические схемы, разработанные художниками позднего средневековья, активно использовались граверами типографии не только в XVIII, но и в XIX веках.
Выдерживавшие по несколько тиражей печатные доски, хранившиеся в фондах типографских мастерских, неоднократно поновлялись и вновь привлекались к работе. Данное обстоятельство способствовало как поддержанию определенного профессионального уровня внутри гравировального «цеха», так и сохранению художественных основ старейшей в стране гравировальной школы.
служителей. Мальчики 9-13 лет должны были приобрести профессиональную подготовку у мастеров Типографии. Но вновь набранные ученики не сразу распределялись по отделениям. Каждый поступивший на службу в Рисовальную палату, должен был получить навыки рисования в рисовальном отделении.
В конце 50-х годов XVIII века принцип обучения художников Типографии стал соответствовать распространенной в то время в Европе практике начального освоения основ рисунка141. В академическом образовании того времени рисунку придавалось особое значение как самостоятельному учебному предмету. Сохранившиеся в делах Московской синодальной конторы работы142, сделанные учениками, позволяют говорить о методах обучения, характерных для академической школы. На листах бумаги красным карандашом143 нарисованы детали частей лица, кисти рук, ступни ног в различных ракурсах, а также целые фигуры. Рисунок имеет линейно-контурный характер, легкие штрихи лишь слегка моделируют форму. Эти характерные особенности заставляют предположить, что ученические «штудии», скорее всего, являются копиями образцов, представленных в таблицах с подобными изображениями одного из многочисленных пособий по рисованию, издававшихся в Европе с конца XVII века.
После знакомства с основами рисования ученики направлялись для дальнейшего обучения в другие отделения, где продолжали совершенствовать мастерство уже в рамках предписанной им специальности.
Из трех учеников, поступивших на службу в Рисовальную палату в течение 1756 - 1757 годов, лишь один остался при «рисовальном художестве». 24 октября 1756 года в штат рисовального отделения был принят ученик Никита Семенов144, сын типографского сторожа. Он значился учеником этого отделения до 1772 года145. Сын тередорщика Алексей Андреев, определенный на службу 24 октября 1757 года в рисовальное отделение, впоследствии должен был обучаться граверному делу146.
Проучившись в рисовальном отделении около трех лет, он был переведен 2 сентября 1760 года к «гридоровальному художеству»147. Иван Иванов, сын батырщика, пробыл в рисовальном отделении с 1757 по 1761 год, а затем был переведен в пунсонное, в обучение к подмастерью С. Мошкину148.
С декабря 1760 по 17 сентября 1761 года в рисовальном отделении обучался Михаил Мешенников, определенный затем к резному делу - «резному на грушевом дереве заставиц литер узлов»149. В 1762 году он представил пять листов с образцами своей работы. На трех были изображены только ломбарды, на четвертом, кроме ломбардов, - оттиски узких заставок с крестиками и два инициала (илл. 131), а на пятом - уже более сложные композиции с концовками, инициалами и рамками, помещаемыми на полях, и крупной заставкой, в которую должен был вставляться «кружок» (илл. 132).
Таким образом, М. Мешенников всего за год обучения перешел от вырезания ломбардов и узких заставок к созданию более сложных форм, что свидетельствовало о его необычайной одаренности. И. Сахаров, занимавший должность мастера с 26 июня 1760 года150, докладывал Типографской конторе: «... и вырезанный им Мешенниковым образец заставицы литеры цветки и узлы все употреблены в книжное печатание понеже он по самохотству своему не в долгое время великой успех показал что очень изрядно обучается и уже против протчих старших учеников сверстником приходит...»151.
В Рисовальную палату также требовались ученики, которые впоследствии должны были остаться при «рисовальном художестве». В 1761 году подал челобитную десятилетний сын бывшего резчика Ивана Павлова, Петр152. При прошении были приложены рисунки красным карандашом. Петр сам освоил начальную стадию обучения, копируя рисунки с образцов. Работы были подписаны им: «рисовал ученик Петр Иванов сын Павлов 1760». Первые самостоятельные работы его -