Ви є тут

Становление и развитие живописи в Западной Сибири в XVII - начале XIX века

Автор: 
Софронова Марина Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172411
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Тенденции взаимодействия различных художественных направлений в церковной живописи Западной Сибири XVII - начала XIX
веков..................................................................32
1. 1. Обзор исторической ситуации и сведения об иконописцах............34
1. 2. Становление западносибирской иконописи и иконография сибирских
святынь...........................................................47
1. 3. Стилистическая характеристика ранней сибирской иконы и ее
трансформация в XVIII веке........................................55
1. 4. Влияние украинского барокко и католических форм и сюжетов на
иконопись Западной Сибири.........................................82
Глава 2. Влияние социокультурных элементов на разнообразие художественных форм западносибирской живописи XVII - начала XIX веков.................................................................106
2. 1. Художественная жизнь западносибирских городов XVIII - начала XIX
веков............................................................107
2. 2. Время возникновения и формы первых светских произведений
западносибирской живописи........................................125
2. 3. Портреты Ермака как выражение противоречивого характера
западносибирской культуры.........................................144
2. 4. Влияние художественной каноничности на характер
живописного языка................................................161
Заключение............................................................176
Библиография и источники..............................................180
Список сокращений.....................................................196
Приложение............................................................197
Иллюстрации...........................................................202
Введение
Современное искусство постмодернизма, отражая проблемы цивилизационных процессов и глобализации, все чаще культивирует псевдоориентиры вывернутой наизнанку реальности, характеризуя результат постмодернистского сознания. В нем нет места большим стилям, которые являлись квинтэссенцией искусства, опрокидываются все ценностные иерархии, размываются культурные, этические, эстетические границы. Проблема сохранения культурной среды человечества является актуальной, решение ее невозможно без опоры на традиции. Поэтому огромным резервом для поиска новых ценностных ориентиров становится художественное наследие предшествующих эпох. Искусство Сибири и его частные проявления в виде живописного наследия сибиряков особенно показательны и поучительны.
Становление и развитие живописи в Сибири XVII - начала XIX вв., проходившие в условиях присоединения и освоения нового края, дали тот специфический культурно-исторический сплав, в котором нашли отражение взаимодействия художественных культур русских с местными этническими группами и пришлыми в Сибирь народами. Экстраполирование традиций и обычаев создало весьма оригинальную картину сибирского искусства, в которой нашлось место как традициям, так и инновациям. Изучение этих особенностей периферийной ветви русского искусства представляет огромный научный интерес и с позиции выявления специфики художественной культуры Сибири, и с точки зрения расширения представлений об исторических процессах в общероссийском искусстве.
В музейных коллекциях западносибирских городов из числа общероссийской живописи можно вычленить произведения сибирские.
3
Планомерное изучение вопроса о самобытности русской культуры и искусства начинается исследователями следующих десятилетий. Изучению документов Оружейной палаты посвящает свою деятельность Г. Д. Филимонов. Ему принадлежит статья «Иконные портреты русских царей» [304] - единственное на то время исследование портретных изображений в древнерусском искусстве. Он вводит в научный оборот такие понятия, как иконный портрет и портретная икона. Дифференцировав эти два понятия, Г. Д. Филимонов выделил неуловимый переход от иконы к портрету. Это интуитивное открытие долгое время оставалось без внимания со стороны исследователей. И только в последние годы к нему обратились искусствоведы.
Возросший интерес к портретной живописи засвидетельствовали ретроспективные выставки русского портрета 60-х годов XIX века: «Историческая выставка портретов известных лиц ХУЬХУШ веков», «Выставка к 200-летию со дня рождения Петра I» [212], «Историкохудожественная выставка русских портретов», - следствием которых был ряд публикаций по искусству XVII—XVIII веков. Обзор о составе представленных произведений дают каталоги этих выставок. В основу их положен иконографический принцип экспозиции, а это затруднило изучение стилистических особенностей произведений портретной живописи.
Как и каталоги, к разряду справочной литературы относятся труды Д.А. Ровинского «Подробный словарь русских гравированных портретов» [229],
Н. П. Собко «Древние изображения русских царей» [262], П. Бекетова «Портреты Именитых мужей Российской церкви» [213], «Собрание портретов Россиян знаменитых» [264]. В изданиях Д. А. Ровинского и П. Бекетова найдены сведения об иконографии портретов Ермака.
В начале XX века интерес к портрету не ослабевает. Можно отметить статью А. Новицкого, посвященную исследованию истоков портретного жанра, и обобщающий очерк по истории русского портрета в многотомном труде «История русского искусства» [186].
21
После революции в госхранилищах сосредоточилось большое количество произведений живописи. Их системное изучение, музеефикация, а также обработка накопленного в предреволюционный период материала дали возможность искусствоведам 20-х годов XX века сделать обобщения и подвести итоги. Выходят в свет книги Э. Голлербаха «Портретная живопись в России XVIII века», А. Сидорова «Русские портреты XVIII века» [253]. Много и успешно в эти годы занимается атрибуцией портрета XVIII века Г. Е. Лебедев. Им написана книга «Русская живопись I половины XVIII века» [146], цель которой обобщить в то время еще разрозненные материал по сложному и противоречивому периоду становления нового искусства.
В 1930-40-е годы искусствоведческая мысль направлена на углубленное изучение развития художественной культуры и ее связи с общественными процессами, что привело к более гибкому пониманию проблемы стилей. Итогом этой работы стала книга Н. Н. Коваленской «История русского искусства XVIII века» [115].
В первое десятилетие после Великой Отечественной войны выходит уже упоминавшееся двенадцатитомное издание «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, которое являлось квинтэссенцией знаний историков искусства всего предшествующего периода. В четвертом томе издания статья Н. Е. Молевой и И. Е. Даниловой посвящена живописи XVII века. В пятом томе - материал по XVIII веку Н. Н. Коваленской, в его основе информация, опубликованная ею в предвоенный период.
Изучением живописного наследия XVII века особенно плодотворно в 1940-50 годы занималась Е. С. Овчинникова. Ее книга «Портрет в русском искусстве XVII века» [ 190] впервые дает картину основных этапов развития и сложения русской портретной живописи. Основное внимание в 50-60-е годы XX столетия сосредоточено на искусстве XVIII века. Н. Лапшина [143],
Н. М. Чегодаева-Гершензон [309], А. Л. Каганович [105] исследуют творчество русских художников XVIII века. К концу 1970- началу 80 годов в советском искусствознании дана, по возможности, полная оценка творчества
22