Ви є тут

Предромантизм в английском пейзажном искусстве второй половины XVIII века

Автор: 
Войтенко Маргарита Витальевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
306
Артикул:
172463
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение..............................................................3
Глава Г Проблема предромантизма в литературоведении и искусствознании.......................................................8
1. Происхождение понятия..............................................8
2. Обзор литературы, посвященной предромантизму и связанным с ним тенденциям английской культуры.......................................22
Глава II. Некоторые особенности английской культуры первой половины XVIII века..................................................46
Глава III. Концепция "возвышенного” и ее влияние на английское пейзажное искусство второй половины XVIII века.......................65
1 Эстетика эмоционального и традиционная поэтика.....................65
2. "Возвышенное" в пейзажной живописи................................75
3. Концепция "возвышенного" в акварельных пейзажах...................98
Глава IV. Концепция "живописного" и новые тенденции в английском пейзажном искусстве....................................114
1. Концепция "живописного" и эстетика "возвышенного"................114
2. Преобладающие мотивы "живописного" и их художественное воплощение......................................................... 121
3. "Живописное" в пейзажах Гейнсборо................................141
Глава V. Предромантизм и романтизм: на рубеже веков.................158
Заключение..........................................................179
Примечания..........................................................188
Список использованной литературы................................... 198
Список иллюстраций..................................................210
Иллюстрации.........................................................218
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы предромантизма обусловлена существующей до сих пор неопределенностью и неразработанностью этого понятия.
Этимология термина проста - это нечто предшествующее романтизму. Но характер этого явления не менее сложен и трудноопределим, чем дефиниция самого романтизма.
Во французской науке, породившей понятие "предромантизм", его значение остается очень неопределенным, особенно когда речь идет о собственно французской литературе. Ему пытаются придать то слишком узкое значение (в пределах начала XIX века), то расширяют почти на все явления XVIII века, то полностью отрицают его наличие. При этом все ограничивается определением рубежа непосредственно между Просвещением и романтизмом, без каких-либо оттенков.
Для французского литературоведения и искусствознания характерно редкое использование термина сентиментализм (sensibilité), поэтому начальные границы романтизма предстают или слишком резко и узко определенными или, наоборот, очень расплывчатыми - только после 1815 года или после 1820. В этом последнем случае появляется “предромантизм” как ранний этап французского романтизма. Его начало относят либо к середине XVIII века - в литературе либо к началу XIX столетия - в живописи1.
В англоязычном литературоведении начала нашего века так же появилась необходимость введения некоего нового термина, обозначающего промежуточную стадию между классицизмом и романтизмом. В дальнейшем эта необходимость привела к стремлению расширить хронологические рамки романтизма. Как следствие, некоторые исследователи пытались делить романтизм по типам.
29
В общих трудах по истории английского изобразительного искусства XVIII века - таких как книги Л.Херманна101, Дж.Берка102, Л.Хэуза103 - характеристика пейзажной живописи обязательно предваряется историческим очерком посвященным эстетике "живописного''. Однако его воздействие на изобразительное искусство обычно прослеживается лишь через акварельные зарисовки популярных мотивов.
В этой связи необходимо специально отметить точные наблюдения Лионелло Вентури. Он в немногих фразах дал характеристику "живописного" XVIII века как искусства выбора мотива. Но оно еще не было совершенным: "чтобы обрести искусство полное и совершенное, живописцу следовало вновь вернуться к естественным мотивам природы, обрести за пределами "живописности" искусство живописи".104 Таким живописцем, по его мнению, и был Констебль: "В его картинах исчезло все замечательное, привлекательное, декоративное, свойственное XVIII веку".
При обзоре трудов, посвященных "живописному", неизбежно обращение к исследованиям по истории английского пейзажного садоводства. Оно издавна считалось одним из самых ранних и совершенных воплощений этой эстетики еще в трудах Хасси и Мэнэринг.
В широком смысле слова "живописными" называют в литературе пейзажные сады XVIII века, в отличие от геометрических садов105. В русле такого традиционного подхода этапы развития "живописного" сада предстают как непрерывная эволюция в направлении все большей близости к естественной природе106. В таком случае "живописно"- пейзажное направление в садах и парках включает в себя разнообразные стилевые направления -рококо, шинуазри в первой половине века и предромантическую тенденцию, представленную творчеством "Капабилити" Брауна во второй107.
Параллельно многие исследователи выделяют более узкую, собственно "живописную" тенденцию, теоретически разработанную Прайсом и Пейн-
30
Найтом и воплощенную ими в собственных поместьях - Даунтоне и Фоксли. К представителям этой тенденции обычно причисляют и Хэмфи Рсптона.
В пейзажном садоводстве наиболее наглядно прослеживается связь с поэзией через все ту же эстетику "живописного". Эта линия тянется от Поупа до Вордсворта, поэтому проведение параллелей между образным строем поэзии XVIII века и идейным содержанием пейзажных парков является давней традицией. Она берет свое начало в книге Хасси и была развита в работах Эдуарда Маллинза108, Д.К.Стритфилда109 и особенно Джона Диксона Ханта110.
Джон Диксон Хант рассматривает сад как место, где под влиянием ведущих тенденций поэзии и эстетики зарождались все те новые' веяния, которые впоследствии получили развитие в живописных пейзажах. Хант впервые сформулировал концепцию перехода от эмблематизма к экспрессионизму в пейзажном садоводстве111 (развитую затем Полсоном в применении ко всему английскому искусству XVIII века); опираясь на идеи теоретика садоводства XVIII века Томаса Уотли он разделил сады на "эмблематические" и "выразительные"112.
Тесная органическая связь между различными видами творчества, входящими в сложный комплекс, именуемый пейзажным искусством прослежена во многих статьях Ханта. Связующей нитью для автора служит теория "живописного"113.
В целом сохраняется интерпретация этой теории как предромантической. Это положение было закреплено в словаре "Oxford Companion to Arts" 1975 года114. В 1980-е годы сохраняет силу также традиционный взгляд на тесную связь "живописного" и "возвышенного" и их слияние в романтизме115.
Принципиально новым является понимание ‘"живописного” как всеобъемлющей эстетической категории, действующей даже в наше время. При таком подходе анализ взаимодействия словесных и зрительных форм искусства позволяет обнаружить глубинные процессы в эволюции способов