ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. История осмысления наивного искусства Германии 14
1.1. Историография немецкого наивного искусства: основные концепции и источники
1.2.Проблема развития категориального аппарата наивного искусства в современном искусствознании
Глава II. Художественная природа немецкого наивного искусства
1950-х- 1990-х годов: 35
2.1.Национальная художественная традиция как источник наивного искусства в Германии
2.2.Культурные особенности немецкого наива: институциональные аспекты, критерии оценки
Глава III. Типология наивных художников Германии второй 88
половины XX века:
3.1 .Основные тематические линии немецкого наивного искусства
3.2.Особенности художественного языка искусства пограничников
Заключение 139
Примечания 145
Список использованной литературы 154
Приложение (II том) 3-179
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня наивное искусство, которое исследователи обычно относят к отдельной области примитива, стало общепризнанным явлением мировой художественной культуры XX века. Проблема примитива и раньше рассматривалась как одна из ключевых в истории искусства, ’’ибо в ней неразрывно связывались теоретические представления о первоэлементах художественного творчества"1. Обращение к необычным художественным образам и непосредственность восприятия объединяют наивных художников разных национальных школ и времен. Вместе с тем, проявления наивного искусства в определенных локальных центрах имеют достаточно специфичный характер, что позволяет говорить о "наивном искусстве" того или иного национального региона.
Исследовательское поле данной диссертационной работы - наивное искусство Германии, оформившееся в полной мере лишь во второй половине XX века и до сих пор остающееся в отечественной науке «белым пятном», хотя в западном искусствоведении искусство наивных художников Германии воспринимается как значимая научно-исследовательская область, закономерно представляющая одно из ярких национальных художественных направлений.
Развитие наивного искусства в Германии во второй половине XX века стимулировалось регулярной выставочной практикой, активным функционированием значительного числа музеев и галерей (музеи в Рекклингхаузене; галерея Циммер в Дюссельдорфе и многие др.), специализирующихся исключительно на нем. Однако богатый эмпирический материал, собранный в немецких музеях и галереях, в частных собраниях, до сих пор не нашел достаточного обобщения и осмысления еще и потому, что вопрос о критериях данного вида творчества в целом до сих пор остается
1 Богемская, К. Г. Первоэлемент творчества / К. Г. Богемская /;' Декоративное искусство. 1993. - №1-2. -С.64.
33
действительность едины в их произведениях; в процессе рисования они создают образное представление индивидуальной идентификации события, как у детей и первобытного народа присутствует инстинктивность, которая не различает отображение и действительность. Сущность и характер наивной живописи заключается в душевной природе наивности и правильности. Наивная живопись, по существу, продукт хобби, при этом многие наивные художники начали свою художественную деятельность как “воскресные художники”, создающие свои произведения в свободное от работы время. Мир наивных художников по-детски непроблематичен, поэтому художник часто переходит к фантастике и сказке. На перспективу и пропорциональность они не обращают внимания, поэтому люди и предметы располагаю тся линейно друг от друга, и используют насыщенную цветовую палитру37.
Решая терминологическую проблему, современные российские искусствоведы, несмотря на ряд расхождений, практически стоят на общей позиции, которую К.Г.Богемская сформулировала так: «Признавая
существование многочисленных разновидностей примитива, размытость его границ в зонах соприкосновения с “большим” искусством и фольклором, исследователи рассматривают все формы примитива как исторические и национальные модификации единого художественного явления»38.
Подтверждение этому находим в терминологическом словаре «Аполлон”, где наивное искусство определяется как «одна из областей искусства примитива 18-20 вв., включающая изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек (в том числе бытовой портрет), а также самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декорат. искусство, архитектуру): общая черта Н.И. - то, что оно
37 Lucie-Smith, Edward. Naive Malerei / E. Licie-Smith H Du Mont 's Lexikon der bildenden Kunst. - Köln: Du Mont Buchvcrlag. 1990. -S.215.
38Богемская, K. Г. Арт-брют и наивное искусство/К. Г. Богемская Н Современное наивное искусство России: материалы Вссрос. науч.-практ. конф. - М., 1998. - С. 34.
34
развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, но сохраняет собственные цели и собственную оригинальную методику»:'9.
Опыт и методология российских искусствоведов в изучении отечественного наивного искусства как одной из областей эстетического примитива представляются плодотворными и полезными. Несмотря на неоднородность подходов различных авторов, принципиальным моментом в терминологическом дискурсе остается тот факт, что изучается неизменно одна и та же область непрофессионального искусства, которой «присваиваются» различные наименования.
Таким образом, терминологические трансформации наивного искусства в искусствоведческой науке имеют исторически обусловленный характер. Появление новых определений позволяет уточнить и систематизировать предыдущие. Тем не менее, проблема дефиниции наивного искусства на сегодняшний день остается открытой. Автор данного исследования опирается на ключевые понятия, введенные отечественными и западными исследователями, определяющими это искусство как одну из областей ‘‘третьей культуры” - сферы примитива, оперирует термином «наивное искусство», как наиболее точно соответствующим специфике вида данного творчества.
59 Наивное искусство П Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / Под. ред. А.М.Кантора. - М.: Эллис Локк. 1997 - С. 343.
- Київ+380960830922