Ви є тут

Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана

Автор: 
Файзрахманова Гузель Ринатовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172237
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава I. Постмодернизм как стилевое направление в современном изобразительном искусстве 17
1.1. Стилистические особенности постмодернистского изобразительного искусства 17
1.2. Художественная специфика российского регионального постмодернизма 33
Глава II. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана 54
2.1. Основные приемы постмодернизма в живописи и графике: коллаж, цитирование, палимпсест в художественном творчестве
Е. Голубцова, А. Артамонова, Р. Харисова, А. Терегулова 54
2.2. Объект в творчестве И. Хасанова, Р. Гаитова, Н. Байбурина.
Признаки объекта в живописи В. Ханнанова
и графике Р. Миннебаева 95
2.3. Процессуальное искусство:
перформансы уфимской группы «Чингисхан» 129
2.4. Видеоинсталляция: эксперименты казанского НИИ «Прометей» 144
Заключение 157
Библиография 161
Персоналии художников 181
Список основных выставок 194
Список иллюстраций 195
Приложения (иллюстрации) 202
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования и его новизна
Последняя треть XX века исследователями определяется как период становления постмодернизма. В орбиту этого глобального процесса, отражающего ментальную специфику и творческую тенденцию современной эпохи в целом, попадают философия, эстетика, наука и искусство, в том числе и изобразительное. В этот период само понимание искусства как вида «высокой» культуры меняется решительным образом: искусством начинает называться и непрофессиональное творчество, и разнообразные маргинальные практики. Происходит сближение высокой и массовой культур, их взаимодействие, приводящее к размыванию границ между ними.1 Радикальный отказ от классического понимания творчества приводит к трактовке художественного произведения как некоего текста, в создании которого, помимо автора, принимают участие читатель или зритель. Границы искусства расширяются, появляются новые жанры и новая образность, преодолевающие эстетическую замкнутость классического искусства. Постмодернизм синтезирует все предшествующие художественные практики, творческие методы, стили для создания собственного универсального языка, результатом которого становится полистилистический «коллаж».
Рождению постмодернизма способствовали перемены, происходившие в 1960 - 1970-е годы в науке и культуре. В этот период происходит коренной пересмотр предшествующих художественно-эстетических концепций, отменяются как традиционные классические, так и модернистские композиционные схемы и образные структуры. На смену им приходят новые способы организации пространства произведения, новые композиционные приемы.
1 См. Бычков В. Современные тенденции в эстетике. К итогам XV] Международного конгресса по эстетике. / В. Бычков, Н. Маньковская // Искусствознание. - 2005. - № 1. - С. 518.
28
господствует множественность позиций наблюдения, каждый ее фрагмент подвижен и открыт для взаимодействия со множеством семантических, символических и прочих контекстов».48
Неразрывно связан с коллажем и прием цитирования, поскольку коллажные фрагменты зачастую представляют собой именно цитаты. Цитатное мышление, присущее постмодернистской художественной практике, связано с понятием смерти автора, введенного постструктуралистами, и существует в контексте интертекстуальности. Комментируя феномен цитирования, И.П. Ильин приводит высказывание французского писателя М. Бютора, в некоторой степени объясняющее эту стилистическую особенность: «Не существует индивидуального произведения. Произведение индивида представляет собой своего рода узелок, который образуется внутри культурной ткани и в лоно которой он чувствует себя не просто погруженным, но именно появившимся в нем. Индивид по своему происхождению - всего лишь элемент этой культурной ткани. Точно также его произведение - это всегда коллективное произведение».49
Обращение к цитированию позволило постмодернизму решить сразу несколько задач, вставших перед искусством в последнее время. Прежде всего, метод цитирования позволил в какой-то мере преодолеть технический кризис, который назрел в изобразительном искусстве к середине века: основные средства и приемы, которыми пользовались художники, уже не представлялись единственно возможными и нуждались в обновлении.
В этой связи исследователи отмечают: «Любопытно, что цитатное искусство - это тоже искусство, сделанное «под кого-то». Но различия здесь принципиальные. В первом случае заимствование состоит в подражании манере и способу выражения художественной идеи. Это как бы неосознанное заимствование. Художник, работающий таким способом, уверен, что он тоже
48 Бобринская Е. Коллаж о XX веке // Коллаж в России. XX век / Альманах. Вып. 126. - Слб.: Palace Editions, 2005.-С. 7.
49 Цит. по: Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - С. 336.
29
видит так, как видели П. Пикассо, С. Дали, В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал, П. Филонов и т.д. Такого художника постоянно мучает факт вторичности и он старается здесь же, в картине, выразить и себя, свою субъективность. Но масштабы талантов обычно оказываются разными, и зритель фокусирует свое внимание в таком произведении в основном лишь на факте заимствования».50
Заимствование или присвоение существующих образов, фрагментов художественных произведений отличает цитирование от плагиата на том основании, что плагиатор пытается скрыть, завуалировать факт присвоения, выдавая его за свое оригинальное произведение. Художник-постмодернист же идет на такой «плагиат» совершенно сознательно. Цитируя фрагмент или образ какого-либо известного произведения, он намеренно подчеркивает это заимствование. Цитирование таким образом предстает как одно из проявлений коллажного мышления, поскольку разнородные процитированные образы, фрагменты и т.п., собранные в единую композицию, представляют собой метафоры разрозненных мыслей, собранных в единое высказывание.
Так, например, художники В. Комар и А. Меламид в своей работе «Сталин и музы» (1989) используют в качестве цитат художественные приемы эстетики классицизма, пародируя метод эпохи «сталинского» социалистического реализма, опиравшегося на художественную систему классицизма. В работе Г. Брускина «Фундаментальный лексикон» (1991) цитируются образы советской парковой скульптуры и государственной символики.
Вводя фрагменты предшествующего искусства в произведение, отражающее современную культурную ситуацию, и ставя основные акценты на этих фрагментах, художник работает не столько с текстом, выражающим оригинальную художественную идею автора, сколько со словарем найденных в прошлом художественных форм, стереотипов и схем. В связи с этим
50 Мигунов A.C. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. / A.C. Мигунов. - М.: Знание, 1991. -С. 32.