Ви є тут

Русские золотные ткани XVIII - начала XX века : к проблеме формирования национального стиля

Автор: 
Полякова Екатерина Васильевна
Тип роботи: 
к проблеме формирования национального стиля
Рік: 
2008
Артикул:
172177
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
План:
Стр.
Введение.. , . 3-16
I. Глава. «Истоки формирования и развитие золотых тканей в
древнерусском и русском текстиле XVIII в.». 17-45
1.1 Специфика материала. Краткий исторический обзор.
1.2 Становление и развитие русского шелкоткачества в XVIII в.
II. Глава. «Русские золотные ткани 1800-1830 гг. (поздний классицизм)».
46-90
III. Глава. «Русские золотные ткани 1830 - 1890 гг. (историзм)». 91 -150
3.1 Русские золотные ткани 1830 - 1860 гг.
3.2 Русские золотные ткани 1860 — 1890 гг.
IV. «Глава. Русские золотные ткани 1890 - 1917 гг. (модерн)». 151 - 175
Заключение. 176-177
Библиография.. 179-195
Архивные материалы. 196-198
Словарь текстильных терминов. 199 - 202
Приложение!. 203-213
Приложение П. 214-249
Список иллюстраций.
250 - 259
Введение.
Неотъемлемой частью мировой истории декоративно-прикладного искусства является художественный текстиль, наиболее сложной формой которого выступает узорное ткачество. На протяжении веков складывались традиции художественного оформления тканей, совершенствовались приемы, оттачивалась техника.
Несмотря на постоянный научный интерес к истории русских тканей, эта область еще не полностью освоена и сегодня в ней остается немало белых пятен. В настоящее время, когда глубоко и последовательно начинает изучаться декоративно-прикладное искусство Нового и Новейшего времени, исследование русского золотного ткачества является действительно актуальным, заполняя существующую лакуну в истории художественного ткачества.
Золотные ткани сохранились в предметах тканной церковной утвари, костюмном комплексе, а также в виде отдельных фрагментов материи. Если интерес коллекционеров к произведениям узорного ткачества XVIII в. активно проявился еще в конце XIX столетия, то внимание современников к изделиям парчовой промышленности своей эпохи не отразилось в их собирательстве. В советский период, после закрытия фирменных магазинов парчовых фабрик и большинства храмов золотные ткани в самом разном виде и качестве поступили в коллекции музеев. Однако, как это ни прискорбно, в большинстве случаев они просто уничтожались.
Многие музеи, имеющие в своих собраниях русские золотные ткани XVIII -начала XX вв., сталкиваются с проблемой их атрибуции. Это связано прежде всего с тем, что материал до сих пор не получил детальной научной разработки. Крайне скудны сведения, касающиеся истории деятельности отдельных мануфактур.
Изучение текстиля сопряжено с рядом трудностей, в первую очередь, с отсутствием достаточного количества фактических свидетельств и документальных источников, которые в сочетании с вещественными
]
#
* 24
*
! Сияние золота, подчеркнутое насыщенными тонами бархата, создавало
*
эффекты, сходные с ювелирными изделиями. Во всех последующих стадиях развития текстильной орнаментики растительный мотив становится господствующим (илл. 8).
с
Затканные золотом драгоценные ткани во все времена являлись важной составной частью посольских даров. Дипломатические обмены сопровождались щедрыми подарками узорных шелков. Дары в форме одежд и драгоценных тканей заключали в себе и определенный смысл: важны были не столько сами одежды, сколько социальный статус, который они символизировали.
В Древней Руси широко использовались Восточные и Западноевропейские шелковые ткани, затканные золотными нитями. Круг их бытования , определялся, главным образом, дворцовым обиходом.
Прежде всего, из парчовых тканей изготовляли' целый комплекс предметов для убранства жилых и парадных интерьеров, это так называемый «хоромный наряд», сюда входили всевозможные завесы, наволоки, полавочники и подушки. Оформление парадного интерьера царской резиденции также включало обивку стен и мебели.
Драгоценные материи являлись своего рода пышной декорацией, на фоне которой разворачивались церемониальные действия. О их помощью достигалась необходимая зрелищность, и торжественность таких значимых мероприятий как венчание на царство, торжественный царский выход и выезд, приемы иностранных послов. Эти акции отличались особой многолюдностью и тщательной проработкой смыслового содержания, связанного е подтверждением статуса правителя. Шествия с участием войск выглядели столь же эффектно, за счет того, что включали множество атрибутов, оформленных драгоценными тканями; например, с особой роскошью украшалось конское убранство - седла и попоны.7'1
21 «Попоны составляли важнейшую часть русского парадною конского убранства. Их конкретное назначение и, в соотвегствин с этим, г|юрма были нескольких видов. Одними попонами закрывали грудь и круп коня, друтс подкладывали под седло, третьи набрасывали на седло сверху. Во время парадного выезда на одной лошади могло быть несколько попон одновременно». Вишневская И. И. Драгоценные ткани Италии в церемониях московского ) двора // Италия и московский двор. М. 2004, стр. 53
V
25
Золотные материи широко использовались для различных видов светских и
церковных одеяний. Особенность кроя русского костюма, восходившего к
восточному типу, выражалась в свободном силуэте не предполагавшем
драпировку и мелкие детали, что придавало походке особую статность и
величавость. Поэтому, плотные парчовые ткани, обладающие не мнущейся
поверхностью и не создающие мелких складок и заломов, как нельзя лучше
подходили для этого.-.
Для парадных облачений в XVII в. наиболее предпочтительны были
различные виды «аксамита», как самого дорогого вида парчовой материи.
Особый репрезентативный вид аксамитам- придавало преобладание золота в
цветовой гамме, а также богатейшая игра фактур: Такие ткани ассоциировались
с символом царской власти, и являлись знаком богатства и могущества. «Из
аксамитных тканей, выполнялось, прежде-всего, платно - самое торжественное
выходное одеяние русских правителей. XVII в., часть «большого наряда»,
одеваемое в* особо- значимых официальных церемониях русского
государства».22 Известны примеры, когда парчовые ткани для парадных одежд
царей выполнялись по специальному заказу, например, золотный.
«аксамиченный» бархат, в узоре которого изображен двуглавый орел под
23
короной и со скипетром в лапе (илл. 9):
Художественный текстиль всегда играл особую и очень, важную роль в оформлении внутреннего убранства церкви. Ни один русский храм невозможно представить себе без текстильной утвари, будь то шитые иконы, пелены, завесы или облачения. Ткани формировали не только интерьер храма, являясь ярким декоративным^ акцентом, но и создали определенную эмоциональную атмосферу торжественности во время богослужения. Для этого предпочитались именно парчовые материи, которые по своей специфике уже несли сакральный смысл. Самые дорогие из них отбирались для изготовления торжественных одеяний священнослужителей - митрополичьих и патриарших саккосов, очень
22 Вишневская И. И. Драгоценные ткали Италии в церемониях московского двора.// Италия и московский дпор. М. 2004, стр. 50
21 Вишневская И. И. Драгоценные ткани Италии в церемониях московского двора.// Италия и московский двор. М. 2004, стр. 75