Ви є тут

Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII-XIX веков

Автор: 
Лопато Марина Николаевна
Тип роботи: 
диссертация доктора искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
375
Артикул:
172279
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение Глава I
Возникновение ювелирного искусства в новой столице России (1703-1725 гг.)
1.1 Допетербургские контакты с ювелирным искусством Западной Европы
1.2 Организация ювелирного дела в Петербурге и первые мастера золотых и серебряных дел
1.3 Идеология, иконография и стилистика произведений ювелирного искусства первой четверти XVIII века
Глава II
Появление ювелиров европейского уровня.
Формирование петербургской школы (1730-е- 1760-е гг.)
II. 1 Институт придворных ювелиров как один из символов власти.
II. 2 Серебряное дело: мастера и их деятельность
II. 3 Ювелиры и мастера алмазных дел, их деятельность
II. 4 Стилеобразующие факторы в создании серебряных
и ювелирных изделий 1730.-х - 1760-х годов.
Глава III
Расцвет ювелирного искусства в Петербурге; творчество новой плеяды ювелиров (1770-е- 1790-е гг.)
III. 1 Серебряное дело; мастера и их деятельность
III. 2 Наместнические сервизы как символ государственной политики России
III. 3 Творческая практика ювелиров и мастеров бриллиантовых дел
III. 4 Стилевые формы изделий мастеров золотых и серебряных дел
Глава IV
Эпоха ампира: национально-патриотическая тематика в ювелирных изделиях 146
IV. 1 Серебряное дело; мастера и их деятельность 146
IV. 2 Ювелирное искусство эпохи ампира: мода «на античность» 154
IV. 3 Идеология произведений ювелирного искусства
эпохи ампира. Развитие национального стиля 158
Глава V
Парадигма развития историзма (эклектики) и модерна.
Ведущие ювелиры и фирмы Петербурга (1830-е - 1910-е гг.) 163
V. 1 Проблема дефиниции стиля XIX века 163 V. 2 Особенности практики мастеров ювелирного
искусства XIX века. Поиски стиля 167
V. 3 Стилистика золотых и серебряных изделий эпохи историзма 190
V. 4 Деятельность фирмы К. Фаберже как одной из ведущих
российских фирм второй половины XIX - начала XX века 199
Заключение 246
Библиография 250
Словарь терминов и понятий 282
Приложения 287
I. Выдержки из архивных документов XVIII века 287
II. Выдержки из «Описи Высочайшим Указамъ и Повелениямъ, хранящимся в С.-Петербургском Сенатском Архиве за XVIII векъ.» Тома 1-III. 1720—1762 289
III. Выдержки из «Санкт-Петербургских ведомостей». 1728-1800 гг. 305
РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА
«Мельхисидекъ Царь Салимский принесе хлеба и вино башаже Б(о)га Вышнего и благослови Абрама и рече благословен Абрам Богу Вышнему и же соуда небо и землю». Как видим, здесь имеет место откровенная аллюзия на Божье благословение и высокое предназначение Петра. Борт блюда чеканен крупными, симметрично расположенными крупными цветами на завивающихся стеблях, исходящих из вазы. Общий характер декора восходит к барочному стилю немецкой школы 1670-х - 1680-х годов. Однако, мягкая трактовка формы орнамента, как бы стелющегося по поверхности, живописная «узорочность», выдает руку русского мастера. Резные листы акантов такого типа характерны именно для немецкой школы этого времени. В четкой симметричности ощущается приближение классицизма. В то же время вьющаяся по краю виноградная лоза, в которой как бы и нет нужды, так как вся поверхность заполнена. Это уже русское понимание декоративности и красоты. Фигуративная композиция выполнена довольно мастерски. Серебряник сумел передать движение действующих лиц, общую экспрессию сцены, характерную для графического источника. Таким образом, в этой вещи сплелись воедино и, надо отдать должное мастеру, весьма органично разные стилистические тенденции и манеры восприятия формы.
В другом стиле решена шкатулка с монограммой РРА, датирующаяся первой четвертью XVIII века44 (ил. 7). Она выполнена из стали, украшена золоченой бронзой и эмалью. Орнаментальный декор выполнен в духе Большого стиля конца XVII века. Весь художественный строй шкатулки решен в классицистических традициях, причем с явным влиянием французских образцов. Об этом свидетельствуют уравновешенность композиции, массивные волюты, крупные завитки акантов, определенная монументализированность.
44 ГЭ, инв. № ЭРМ 54. Оег 2агепзс1Шг (1ег Яотапоу, Б. 152
41
Одним из новых объектов в русском быту этого времени были сервизы. Согласно вышеприведенным архивным документам и запискам путешественника О. де ла Мотре, сервизы привозят из разных стран Европы, как по заказам двора, так и вельмож. Говорилось также и о сервизе, заказанном Петром I в Москве в 1711 году. Необходимо подчеркнуть, что столовые сервизы как вид утвари, специальной сервировки стола в этот период и на Западе еще только формируется. Во Франции при Людовике XIV королевская посуда не составляла единого и однородного сервиза, состав которого был бы зафиксирован раз и навсегда. Более того, одни предметы добавлялись к уже имеющимся по мере необходимости и следуя изменениям моды. Как считает французский исследователь Жерар Мабий, сам по себе декор не является, по-видимому, главным признаком единства. Только при следующем царствовании такое понятие как «столовый сервиз» полностью приобретает свой смысл. Это подтверждается заказанным и прибывшим из Лондона в Петербург Английским сервизом, о котором речь шла выше. Все предметы в нем выполнены разными мастерами, в разном стиле и манере. Надо думать, что агенты, которым заказано было приобрести сервиз, набирали предметы в разных мастерских. Серебряники в свою очередь продавали им вещи только что выполненные, а также и те, которые были сделаны какое-то время тому назад. В ранних поступлениях были предметы, которые не привились в русском быту, например, английские двуручные кубки, или пуншевые чаши. В сервизы, присылаемые в Россию из Франции, никогда не включался неф, о котором говорилось выше, который был обязательным атрибутом королевского сервиза, как и cadenas. Это была сугубо западная традиция, идущая со времен Средних веков и эти предметы имели определенное символическое значение, связанное именно с историческими реалиями западных стран.
Что касается изготовления сервизов в Петербурге, то в связи с изменением монетной системы, проводимого Петром I, и, следовательно, острой нуждой в драгоценных металлах, употребление их на изготовление
42