2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНО-РОМАНТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЕ Х1Х-НАЧАЛА XX ВЕКОВ..................... 29
ГЛАВА П. "НАЦИОНАЛЬНАЯ ВДЕЯ" И
РУССКИЙ СТИЛЬ В ИСКУССТВЕ
XIX ВЕКА.............................................53
ГЛАВА Ш. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕОРУССКОГО СТИЛЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ....................................... 87
ГЛАВА 1У.ЭВОЛЮЦИЯ НЕОРУССКОГО СТИЛЯ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ........................ 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................'........................... 189
ПРИМЕЧАНИЯ................................................... 194
БИБЛИОГРАФИЯ................................................. 212
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы изучения национальной культуры России конца XIX -начала XX века являются одними из самых сложных и в то же время наиболее актуальных вопросов прошлого и современности, В последние десятилетия, когда возникла очередная волна интереса к традициям русского национального наследия и появилась необходимость в осознании истоков и путей развития современного искусства»особый интерес приобретают те явления, которые сформировали в начале XX века отиль модерн. Он стал последним "синтетическим” стилем эпохи, художественные критерии которого были обращены на выявление самобытности художественного языка в тесной взаимосвязи с традициями национальных школ.
Актуализация проблемы "национального" напрямую связана с подъемом самосознания народа, который, по словам известного русского философа Г.П.Федотова, "есть непрерывно раскрывающийся духовный акт", чей меняющийся образ возможно постичь и предугадать в произведениях искусства и литературы.* Поэтому возрождение интереса к национальной теме, отечественной истории и культуре, сохранение и развитие характерных художественных принципов рубежа столетий в современном искусстве, представляют собой не только предмет специального искусствоведческого исследования, но это социально-культурологическое явление, возникшее еще в эпоху модерна, получило своеобразное продолжение в наше время. Таким образом, чтобы разобщаться в тенденциях и характере современной культуры, необходимо аппелировать к предшествующему опыту наших соотечественников, чье творчество содействовало нахождению оптимальных решений в сохранении и продолжении национальных традиций. Изучение проблем национального стиля в искусстве эпохи
модерна раскрывает также поиски новой образности искусства, ве-
21
мнению, - показывает, что в его основе лежит прежде всего опре-
37
деленная формально-стилевая специфика". Такая позиция с нашей точки зрения уже не оправдывает себя.
В поисках преемственности историко-культурной традиции в сфере изобразительного искусства, а также для обоснования многих процессов в художественной культуре России нами привлекается литература по истории живописи XIX века, среди которой выделяется книга А.Г.Верещагиной "Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века" (1990), в которой раскрыты многие важные положения в русской живописи, предшествующие этапу модерна.
Среди очень значительных работ по изучению живописи XIX века стала книга В.й.Плотникова "Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века" (1979), в которой анализируются недостаточно изученные, но принципиально важные стороны русской культуры рубежа Х1Х-ХХ веков, а именно проблемы трансформации народных фольклорных тем, образов, мотивов в русском реалистическом искусстве. В книге автор утверждает разнообразие стилистических и индивидуальных возможностей художников в разработке национально-народной традиции. Большой интерес представляет структура исследования, которая строится на рассмотрении эволюционного процесса освоения фольклора русскими художниками от "этнографизма" ранних опытов через социально-бытовой жанр к монументально-героическому "эпическому" реализму и психологически-углубленному "лирическому" образу.
Однако оценка исследователя исходит из утверждения некоторой односторонней взаимосвязи народного и профессионального искусства и упускается из виду эстетические и стилевые искания эпохи модерна, которые во многом определили характер эволюции творческой манеры ряда мастеров. Проблемы модерна в книге не рассматри-
22
вагатся, а отношение художников к этому стилю раскрывается Плотниковым как неизбежная, большей частью, негативная дань эпохи.
В числе работ близких к поставленной в данном исследовании проблеме, находится кандидатская диссертация О.А.Тарасенко "Пути освоения наследия древнерусского искусства в русской живописи конца XIX - начала XX веков" (1979), в которой последовательно показаны этапы освоения и применения художественного опыта средневекового русского искусства в творчестве мастеров рубежа Х1Х-ХХ веков. Основным пафосом данного исследования стало утверждение плодотворной роли древнерусской художественной традиции в активизации поисков новых формально-выразительных средств, обновивших образно-пластический язык изобразительного искусства и способствовавших выработке новых этико-культурных представлений об универсальной значимости искусства. Глубоко вникая в характер взаимоотношений искусства Х1Х-ХХ веков с древнерусским художественным наследием, автор, тем не менее, рассматривает творчество отдельных русских мастеров в индивидуальном аспекте, не обращаясь при этом к вопросам общестилевых художественных поисков Новейшего времени.
Поскольку обобщающих работ по теме "неорусский стиль в живописи и графике конца XIX - начала XX веков" нет, то для более полного ее освещения нам пришлось привлечь еще одну группу исследователей, а именно монографии, посвященные отдельным представителям этого направления искусства. Интерес к большинству художников возник давно, но монографические исследования, в силу своей специфики, а также ввиду неразработанности многих вопросов неорусского стиля, не рассматривают проблему в целом, и не показывают в достаточной мере связь мастеров с культурными и художествен-_ ными процессами своего времени. Среди лучших монографий, вышедших за последние десятилетия, затрагивающих проблемы неорусского сти-
- Київ+380960830922