Ви є тут

Декоративно-прикладное искусство алтайцев

Автор: 
Эдоков Алексей Владимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172459
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавления
Введение...................................................3 Стр.
Глава 1. Исторические этапы развития декоративно-прикладного искусства Горного Алтая
1.1.«Звериный стиль» скифов Алтая.................... 16 стр.
1.2. Декоративное искусство тюркских каганатов........30 стр.
1.3. Этнографическое и декоративное искусство алтайцев конца XIX - начала XX века. 1.3.а. Этнические группы Южного Алтая. Алтай-улус. Теленгиты и Телеуты. 1.3.6. Этнические группы Северного Алтая. Чалканцы. Кумандинцы. Тубалары. 1.3.в. Выводы......... 46 стр.
1.4. Современное развитие декоративно - прикладного искусства Республики Алтай...........................................69 стр.
Глава 2. Виды ремесел декоративно-прикладного искусства алтайцев
2.1. Ювелирное дело и обработка металла .77 стр.
2.2. Художественная выделка кожи и кожаные изделия .91 стр.
2.3. Обработка войлока и мягких материалов из ткани.......94 стр.
2.4. Резьба по дереву и изделия из бересты 104 стр.
2.5. Национальный костюм как ансамбль декоративно-прикладного искусства...................................................109 стр.
2.6. Мотивы алтайского орнамента, тамги и цвет - центральные составляющие декоративно-прикладного искусства алтайцев....... 116 стр.
Заключение...................................... 133 стр.
Принятые сокращения..................................... 133сгр.
Список использованной литературы........................133 стр.
Список опубликованных и архивных источников.............146 стр.
Приложения..............................................146 стр.
3
Введение
Актуальность темы. За последние годы интерес к декоративноприкладному искусству алтайцев чрезвычайно возрос и привлек внимание людей самых разных профессий, от учителя истории до менеджера крупного туристического агентства, проникнув в самые различные слои общества. Обладая активной способностью к выражению этнического самосознания народа, прикладное искусство как бы конденсирует национальноспецифические особенности его исторического развития. Народное искусство алтайцев стало узловой средой существования и функционирования эстетических и нравственных идеалов, как бы способствуя пониманию закономерностей социального поведения людей разных национальностей, способов их мировоззрения и миропонимания.
Тема декоративно-прикладного искусства алтайцев становится осо- • бенно актуальной не столько при изучении истории, сколько, может быть, при прогнозировании дальнейшего развития национального искусства в условиях современной России, поскольку оно играет свою особую роль в межнациональных отношениях. В первую очередь, это связано с изменениями в общественном развитии и бурным ростом этнического самосознания народов бывшего СССР, их стремлением к выявлению самобытных
I
ценностей национальной культуры и созданию условий для дальнейшего свободного и всестороннего развития в новой реальности XXI века.
Другой причиной побудившей автора обратится к этой теме, стал объективный процесс поиска региональных особенностей местных национальных культур, происходящий в современном изобразительном искусстве Сибири. Художники Алтая вынуждены буквально по крупицам собирать материалы по художественной и материальной культуре алтайцев из различных научных публикации археологов, этнографов и историков. Однако в области теории декоративно-прикладного искусства сделано пока весьма немного. Не менее значимой представляется проблема выявления и
собой кабанов и оленей с поджатыми ногами в позе, характерной для скифо-сибирского «звериного стиля» и нигде, кроме степи не встречающиеся, а также золотые фигурки свернувшихся пантер и сидящих орлов. Напряжение позы, полные энергии повороты голов при всей условности изображения делают чиликтинских орлов и пантер прекрасными образцами степного скифо-сибирского анимализма (Черников, 1965).
Для раннего периода скифо-сибирского «звериного стиля» характерен довлеющий анималистический образ. Нарочитая замкнутость линий фигуры в нескольких конфигурациях составляет особенность произведений этого искусства. Не без оснований многие исследователи связывали анимализм скифо-сибирского искусства с древними верованиями. В общем и целом, изображения животных и птиц, включая сюда и фантастические существа, играли роль оберегов или символов, воплощающих в себе добрые и злые космические силы, наполнявшие мир, и так или иначе влиявшие на судьбу человека, как при жизни, так и в загробном мире. С этим значением скифское искусство возникло, с ним же оно существовало до самого конца.
Популярность изображений с борьбой животных и терзанием травоядных хищниками, столь характерных для скифского искусства, объясняется не только влиянием передневосточных культур, но и тем, что подобная тематика находила отклик в сознании кочевых племен эпохи варварской военной демократии, в их мировоззрении и идеологии. Этим аспектам пазырыкского искусства посвящен ряд работ археологов: Л.С. Марсадоло-ва, A.C. Суразакова (1986), P.C. Минасяна, В.Ц. Найдакова (1974), Н.М. Полосьмак (1997, 2000), М.П. Грязнова (1958) и В.Д. Кубарева, искусствоведа Е.П. Маточкина (1999).
Пазырыкский пласт в декоративном искусстве скифов Древнего Алтая представлен наиболее полно, (рис.6) Точные и прямые аналогии из датированных погребальных памятников позволяют проследить динамику раз-
вития алтайского звериного стиля, который сохранил свои основные изобразительные принципы на всем протяжении своего существования. Воспользовавшись иконографическим методом, можно определить основные изоморфические черты и выделить ключевой образ-знак, совокупность которых и составляет язык скифо-сибирского искусства. В мировой научной литературе за такими знаками прочно закрепилось название иконических знаков от греческого слова «icon», означающего репродукцию объекта при помощи похожего изображения. Воспользуемся русским вариантом этого термина «икона» для обозначения изоморфических образов изобразительной системы, которая в данный момент обсуждается.
Основные иконы (образ-знак - А.Э), определяющие звериный стиль по изображению (формальному перечислению элементов), (рис.7) Орнамент как выражение абстрактного разнообразия растительных форм (пальметки, розетки, столбики, завитки, солярная символика, лотос, меандр и т.д.). Травоядные млекопитающие местной фауны, олицетворяющие светлую сторону жизни (благородные олени, лоси, лошади и кони, бараны, косули, горные козлы). Хищники, олицетворяющие борьбу и дуализм природы (волки, львы, тигры, пантеры, барсы, кабаны). Фантастические существа, олицетворяющие потусторонние силы (грифоны, зоо-
I •
морфные и фантастические существа с телом лошади, оленьими рогами и головой грифона). Фигурки и маски живущих в срединном мире людей (отдельные силуэты, всадники, маски ликов, группы людей). Птицы как определяющие верх - воздух (гуси, утки, лебеди, петухи, орлы). Рыбы как определяющие низ - воду (сомы, таймени, щуки).
Таким образом, было выделено семь основных икон составляющих элементную основу звериного стиля. В свою очередь иконы образуют следующий более высокий уровень сюжетного и композиционного рассмотрения, включающий в себя анализ их совмещения, материалов и техник