2
Оглавление
Введение......................................................3
Глава I
Шелководство в странах Европы и в России..............24
Глава II
Зарождение искусства шелкового ткачества в Европе и в России.
1. Развитие шелкоткачества в странах Европы....................37
2. Положение шелкоткацкой промышленности России в XVIII
веке........................................................50
Глава III
Клеймение шелковых тканей в XVIII веке в России 85
Глава IV
Иностранные шелковые ткани, бытовавшие в России до XVIII века и шелковые ткани, выпускаемые отечественной промышленностью в XVIII столетии. Вопросы ткацкой терминологии..........................................99
Глава V
Иностранное влияние на орнамент русских шелковых
тканей XVIII века....................................122
Заключение ...................................................146
Примечания....................................................154
Библиографический список......................................165
Приложения ...................................................177
Список иллюстраций........................................185-197
РОССИЙСКАЯ 41 ГОСУЛЛНСТНЕНМЛЯ
ииь.тиотикл
малиновой окраски. Ткань подобного цвета использовалась в платьях и подкладках, а также шла на знамена. Получаемая из кермесов6, эта малиновая краска придавала великолепнейшую цветоносную силу бархатному ворсу, являясь царственным контрастом золоту. Флорентийцы очень гордились дорогими тканями, которые выпускали, и хотя далеко не все могли позволить себе иметь их, обладать подобным богатством считалось почетно, а быть бедным - постыдно. Так, флорентиец Джованни Ручелаи, чье огромное богатство основывалось на знаменитой фасно-пурпурной фаске «оричелло», полученной из средиземноморских водорослей, от которой, кстати, его семья и получила свое имя, объявил, что он создал себе значительно больше почести, "скорее потратив деньги, чем заработав их".7
Информация о шелковой торговле и шелках в XIII веке стала известна благодаря бумагам Франческо ди Марко Датини.8 Датини был успешным купцом и уроженцем Прато, города близ Флоренции. Он сохранял любое письмо и деловой документ, получаемый им, приказывая руководителям всех своих филиалов поступать аналогичным образом. Все эти бумаги собирались и хранились в его доме, где пролежали нетронутыми около трехсот лет. Они представляют собой замечательную картину коммерческой деятельности между филиалами Датини в Авиньоне, Прато, Флоренции, Пизе, Генуе, Барселоне, Валенсии, Майорке и Ибице.
В период с 1463 по 1479 гг. состоялись войны между турками и венецианцами, что позволило флорентийцам развивать собственные торговые отношения с Оттоманской Империей. «В письмах, написанных Франческо Маринги, заботившимся о коммерческих интересах флорентийской семьи Медичи, упоминается их торговля с Бурсой, оттоманским транзитным складом сырца и тканого шелка, что подтверждает выделку тканей конкретно для экспорта на турецкий рынок.» 9
Нет сомнений, что существующий к тому времени флорентийский
42
трактат по искусству шелкоткачества, и сама итальянская технология шелкового дела оказали огромное влияние на турецкий шелк.
В этом отношении интересен факт, который приводит Ф.Скотт в своем исследовании, «самое раннее известное тканое изображение знаменитого турецкого тюльпана выполнено из итальянского, а не турецкого шелка ...».10 (ил. 26) Ткань с аналогичным рисунком мы видим на портрете Элеоноры Толедской работы Бронзино, (ил. 27) Появление в тканых узорах такого мотива, называемого иногда "ананас" (фрукт из Нового Света), иногда "артишок" или "чертополох", а иногда "сосновая шишка" совпало с пиком развития флорентийского шелкоткачества. Этот элемент рисунка комбинировался с цветочными композициями и широкими змеевидными растительными побегами. В отечественном искусствоведении его еще называют гранатовым узором. «Вырабатывается наиболее характерный для эпохи Возрождения тип орнамента - так называемый гранатовый узор. В основе его лежит стилизованное изображение плода фаната».11 Этот узор можно видеть на интерьерных тканях, которые часто использовали в качестве задников к изображениям Мадонны с младенцем или парадным портретам влиятельных патронов. В XVI и XVII веках наблюдалось дальнейшее развитие орнамента в вариации, основу которых составляли парные цветочные узоры с симметрично расположенными извилистыми волютами и ветвями, при этом фанатовый мотив оставался логическим центром композиции (ил. 28).
Четвертым великим шелковым центром Италии становится Генуя. Постоянные военные действия мешали городу достичь своей вершины ранее. Лишь в XV - XVI веках, когда генуэзцы стали контролировать денежную и кредитную системы в Южной Европе, Генуя прославила свое имя, благодаря различным типам бархата. Полихромный «генуэзский бархат», украшенный узорами с Э-образными кривыми, а также «садовый бархат» с крупными
- Київ+380960830922