Ви є тут

Символика и образы цвета и света в сакральном искусстве Москвы XIV - первой половины XVI вв.

Автор: 
Бычкова Екатерина Михайловна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
151
Артикул:
172203
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение..................................................... 3
Глава I. Образ света и символика цвета в религиозном
искусстве................................................. 16
Глава П. Сакральная колористика Москвы...................... 49
Глава III. Литургическое пространство цвета и света......... 78
Глава IV. Отображение символов цвета и света в иконах
Москвы...................................................... 97
Заключение................................................. 128
Список сокращений......................................... 133
Библиография............................................... 137
3
Введение
Тема данного исследования посвящена образам цвета и света в символике религиозного искусства Москвы XIV - начала XVI веков.
На современном этапе общая картина московской культуры и искусства этого периода сложена из разнообразных источников и научных исследований сопредельных дисциплин. Однако столь специфическому аспекту, каким является символика цвета и света, раскрытию их образных характеристик, внимание уделено недостаточно.
Труды по восстановлению цельного художественного образа русского храма и литургического действа в нем совершаемого, сейчас особенно необходимы, поскольку нить преемственности традиций Православной Церкви была ослаблена в ходе известных исторических событий минувшего века. Положение переменилось в связи с изменением социокультурной ситуации в стране, активным возрождением православия, укреплением христианской церкви. Сегодня во время подъема русской православной культуры, когда она вновь набирает свою силу, особенно необходимо живое обращение к культурному и историческому национальному наследию. Широкая доступность произведений сакрального искусства на фоне долгих годов вынужденного «забытья» диктует необходимость всестороннего научного исследования этой области русской культуры.
Актуальность выбранной темы обусловлена рядом причин, поскольку именно на сегодняшний день перед искусствоведами встает ряд сложных задач. Во-первых, в настоящее время обилие разнородной информации требует расставления четких ориентиров для сохранения и дальнейшего развития именно канонического религиозною искусства, соответствующего преданию
14
выявляются способы воплощения идеи светоносности сакрального образа, как ведущей в рассматриваемом временном периоде. Рассмотренные вопросы актуальны на сегодняшний день поскольку восполняют образное осмысление сакральных символов на уровне современного менталитета, переводя категорию зрения в созерцание. Представленная работа может стать надежной опорой для последующих научных изысканий в области сопредельных дисциплин, что говорит о ее значительной емкости и широте охвата.
Практическая ценность данной исследовательской работы определится мерой востребования полученных результатов. В современном религиозном искусстве, где они могут явиться ключом для понимания символического языка древнерусской культуры, - это твердый теоретический фундамент для восхождения к сокровенному смыслу образа. Это обстоятельство обусловит внутреннюю свободу и уверенность в работе иконописцев с цветовыми характеристиками и смысловым наполнением иконописных образов. Наука получает ряд положений, благодаря которым возможны и дальнейшие более узко ориентированные исследования по трем направлениям: архитектуре,
литургическому действу, иконописи. В музейной практике эта работа может быть полезна при составлении научных каталогов. Возможно использование данного исследования в качестве базы или дополнительного материала для разработки образовательных программ по истории православной культуры и искусства в специализированных учебных заведениях.
Источниковедческой базой настоящей работы послужили собрания музеев Москвы: Государственной Третьяковской Галереи, Государственного
Исторического Музея, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Санкт-Петербурга, Сергиево-Посадского музея-заповедника, включая Ризницу и Музей Московской Духовной Академии, Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
15
При сборе и работе с материалом были использованы некоторые указания Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, деяния Вселенских и Поместных Соборов, исследовательские литературные труды как светских, так и церковных ученых, так или иначе затрагивающих вопросы символики цвета и света в сакральном искусстве. В круге богословских источников следует также упомянуть труды относительно толкования богослужения православной церкви и Священного Писания.
Изучив довольно широкий круг источников, сегодня можно утверждать, что Церковная литургическая литература не содержит конкретных указаний о символике цветов. Однако тема общей символики и света в сакральном искусстве достаточно широко разработана, что дает возможность установить ключевые принципы для прочтения цветовой символики. Предлагаемая работа является первым в этой области обширным исследованием, посвященным непосредственно цвету в неотъемлемой его связи с образом света.
В пределах одной работы всеохватность невозможна, тем более, когда дело касается символики, поскольку сама природа символа диктует постепенное восхождение к первообразу, а первообраз непостижим и бесконечен. Но изучение двух обширных разделов символики литургического языка древнерусской средневековой культуры на примере круга памятников Москвы, возможно, внесет свой вклад и выявит новые направления в освоении символического строя церковного искусства.