Ви є тут

Жанровая живопись Жана-Батиста Греза : мастер глазами своей эпохи

Автор: 
Сулимова Анна Викторовна
Тип роботи: 
мастер глазами своей эпохи
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
195
Артикул:
172127
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение:.....................................................с. 3 -25
Глава I: Начало художественной карьеры Греза..................с.26-49
1. Ранние произведения.
2. Итальянское путешествие.
Глава II: Успех Греза в Салонах 1759 - 1765 годов...............с.50-79
1. Галантная живопись.
2. Семейные сценьт.
Глава III: Период творческих поисков (1766-1769). Салон 1769 года и крах академической карьеры художника...........................с.80-103
1.Традиционная тематика: жанровые сцены и портреты.
2.Галантная античность.
3.Грез и Академия.
Глава IV: Живопись Греза после 1769 года......................с. 104-152
1. Семейные сцены: от идиллии к драме.
2. Поздние жанровые произведения Греза и русские заказчики.
3. «Головки». Однофигурные композиции.
Заключение.................................................... с. 153-165
Примечания....................................................с.166 -184
Библиография..................................................с. 185-195
Введение.
Актуальность темы. Жан-Батист Грез (1725-1805) является ведущим французским художником XVIII века, имя которого можно поставить в один ряд с такими знаменитыми мастерами эпохи, как Антуан Ватто, Жан-Батист Симеон Шарден, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар и Жак-Луи Давид. В истории искусства Грезу не было уделено должного внимания, возможно, это объясняется сложностью и неоднозначностью его творческой личности. Современное развитие науки позволяет нам переосмыслить творчество мастера и разрушить уже сформировавшиеся стереотипы о нем. Большинство исследователей воспринимает Греза как видного представителя века Просвещения, друга и соратника Дени Дидро, воплотившего в живописи идеи философа. В таком контексте его искусство привлекает скорее как выразительный «документ» эпохи. Творчество мастера намного сложнее, оно не вписывается в рамки какого-то одного направления или стилевого течения, но связано с основными идейно-образными (просветительский реализм, сентиментализм) и стилевыми системами того времени (рококо, неоклассицизм).
Связь художника и его произведений с контекстом эпохи является несомненной, определяя специфику его творчества. Чтобы быть справедлив«,1м по отношению к этому талантливому живописцу и графику, необходимо посмотреть на искусство Греза глазами его современников.
В настоящем диссертационном исследовании при системном анализе картин важной опорой становится художественная критика, как раз в XVIII веке переживающая свое настоящее рождение. Сохранилось большое число отзывов, беглых впечатлений и серьезных критических заметок, касающихся творчества Греза, которые начали появляться сразу же после дебюта мастера в Салоне 1755 года.
Только контекст эпохи позволяет по-настоящему раскрыть творческий метод Греза, сформировавшийся внутри конкретной социальной и культурной среды. Содержание его искусства может быть поняло также в
нс обращая внимания на зрителя, во втором - присутствует театральность поведения персонажей картины. Автор рассматривает произведения Греза, опираясь на эту теорию, показывая эволюцию творчества художника от погруженности героев в себя в ранних жанровых полотнах («Обманутый слепец» 1755, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина) до театральности в работах второй половины 1770-х годов (диптих «Отцовское проклятие») с особым интересом к драматическому действию и экспрессии, по мнению Фрида, чему способствовал и Дидро. В исследовании Брайсона [Bryson] художнику посвящена глава «Грез и погоня за счастьем». Автор не воспринимает Греза как серьезного моралиста, его в первую очередь интересуют «грезовские девушки», знаменитые «головки» он рассматривает как выражение его индивидуальности, здесь наблюдается близость идеям братьев Гонкуров о любвеобильном темпераменте художника. Кроу [Crow] интерпретирует французское искусство XVIII века, рассматривая художника в контексте его взаимоотношений с монархией, любителями, антикварами и Академией, определяет роль публики в художественной жизни той эпохи. Отдельная глава этого исследования, посвященная художнику, называется «Грез и официальное искусство», в ней автор останавливается лишь на некоторых работах мастера, ограничиваясь концом 1770-х годов - «Отцовским проклятием» из Лувра (1777-1778).
Среди зарубежных искусствоведов, занимающихся искусством Греза, стоит назвать также имя Колина Бейли [Bailey]. В 2000 году вышла его небольшая книга, посвященная приобретенной в 1983 году музеем Гетти в Лос-Анджелесе картине Греза «Прачка» (1761)46. На примере этого полотна, выставленного художником в Салоне 1761 года вместе е «Деревенской помолвкой», автор подробно рассматривает вопрос влияния на творчество Греза его старшего современника Шардена и голландской живописи XVII века. Бейли вписывает грезовскую «Прачку» в контекст такого явления культуры XVIII столетия, как жанр «пуассар», получивший наибольшее распространение в литературе и театральных постановках47. В диссертации
18
при анализе «Обманутого слепца» и упомянутой выше «Прачки» мы обращаемся к книге Бейли в вопросах о «натурализме» Греза и его взаимодействии с жанром пуассар.
Следующее исследование Бейли «Патриотический вкус. Коллекционирование современного искусства в предреволюционном
48
Париже» , которое базируется на материалах его докторской диссертации, вышло в 2002 году. Результаты этой работы впечатляют, их еще только предстоит включить в обиход российского искусствознания. На примере шести знаменитых собраний французской живописи автор рассматривает ситуацию на художественном рынке Парижа второй половины и конца XVIII столетия, раскрывая, таким образом, как формировался «патриотический вкус». Герои книги Бейли - «пионер патриотического вкуса» Анж-Лоран Ла Лив де Жюлли, олицетворение «прогрессивного вкуса» маркиз Луи-Габриель де Вер и и представитель «нового типа» собирателей нотариус Шарль-Никола Дюкло-Дюфренуа, являются патронами и заказчиками многочисленных произведений Греза, и что важно - наиболее значительных его жанровых картин. Новизна и актуальность этой книги Бейли, посвященной проблемам коллекционирования, является несомненной. На ее материалах базируется наше исследование, касающееся взаимоотношений Греза с кругом заказчиков. Представляется, что специфика искусства мастера состоит в том, что он в первую очередь работал на художественный рынок, и его невозможно воспринимать вне соответствующего контекста.
Бейли стал вместе с Филиппом Конисби [ConisbecJ и Томасом Гетгенсом IGaehtgens] организатором и куратором выставки «Век Ватто, Шардена и Фрагонара. Шедевры французской жанровой живописи», которая проходила в трех музеях в 2003 - 2004 году (Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Галерея изобразительных искусств Государственных музеев Берлина)49. В каталоге выставки особое внимание было уделено проблеме самоопределения «бытового жанра» в XVIII столетии. Грез был оценен как одна из ключевых
19