Ви є тут

Финская школа стеклоделия 1930-1970 годы : Алвар Аалто, Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева

Автор: 
Грошкова Любовь Германовна
Тип роботи: 
Алвар Аалто, Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева
Рік: 
1930
Кількість сторінок: 
165
Артикул:
172259
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Вступление. Общая характеристика работы......................1
Глава I. Исторические предпосылки возникновения финской школы стеклоделия.................................. 19
1.1. Краткая история стеклоделия в Финляндии................19
1.2. Ведущие европейские центры стеклоделия
в начале 20 века............................................29
Глава II Финское стеклоделие в период
до второй мировой войны (1918 - 1940 годы)..................34
2.1. Формирование основных направлений
в развитии финского стеклоделия.............................34
2.2. Алвар Аалто (Alvar Aalto 1898 - 1976)..................44
Глава III. Финское стеклоделие от 1940 до 1980 года.........63
3.1. Краткий исторический обзор.............................63
3.2. Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala 1915 - 1985)............74
3.3. Тимо Сарпанева (Timo Sarpaneva, 1926 - 2006)..........109
Заключение.................................................132
Перечень сносок............................................137
Библиография.............................................. 141
Перечень иллюстраций.......................................157
Иллюстрации (Приложение. Том II.)
і
Вступление. Общая характеристика работы.
Предмет исследования
Темой данной работы является исследование возникновения, особенностей становления и специфики эстетических воззрений финской школы стеклоделия. Художественное стеклоделие Финляндии - это яркое и самобытное явление, как с точки зрения формирования собственного, национального, художественного образа, так и в контексте развития дизайна в стекольной промышленности европейских стран. Для углубленного изучения самобытности и специфических особенностей финской школы стекла выбрано творчество наиболее известных в мире художников, работы которых сфокусировали основополагающие принципы финского стеклоделия и получили признание далеко за пределами Финляндии.
Актуальность исследования
В 1918 году Финляндия обретает независимость и начинает строительство суверенного государства. Приоритетными направлениями объявляются экономический рост и повышение социального и культурного уровня жизни. Для достижения поставленных задач в преимущественно аграрной стране важной целью становится формирование нового национального философско-эстетического мышления, в связи с чем активизируется поиск оригинальных средств выражения в искусстве, ремесле, дизайне. Стремление к утверждению собственного облика и занятию достойного места среди развитых европейских стран охватывает практически все сферы общественной деятельности и, в первую очередь, область культуры и искусства.
2
Ярким примером выверенного баланса между субъективными факторами (индивидуальным творчеством) и объективными интересами (успех фирмы-производителя) представляет собой вклад в развитие стекольного дела в Финляндии выдающихся личностей, всемирно известных художников и дизайнеров, которые являются своеобразными символами и этапами развития финского стеклоделия. Это, прежде всего, Алвар Аалто, Тапио Вирккала, и Тимо Сарпанева.
В более широком социальном и культурном плане следует отметить и положительный психологический аспект ответственного отношения к производству изделий утилитарного характера, когда разнообразные, неординарные элементы предметного мира, способствуют развитию творческого импульса при создании своей индивидуальной «второй природы» в рамках жилища или офисного помещения. Творческий импульс личности, когда человек не просто пассивный зритель и не только потребитель, а создатель и творец, является важным фактором для создания положительного эмоционального фона в любой обстановке, вплоть до государственного масштаба.
Методика исследования
Данное исследование основывается главным образом на теоретическом анализе источников информации. Это фундаментальные печатные издания, а так же периодика, каталоги, публикации, Интернет. Вместе с тем существенным фактором является личное изучение натурных образцов ходе посещений международных ярмарок во Франкфурте-на-Майне и Милане, музеев в Хельсинки, Турку, Тампере и
14
Стокгольме, а также во время посещения стекольных центров Финляндии (Нуутаярви, Ииттала, Риихимяки) и Швеции (Оррефорс, Коста, Бода и др.).
С целью более детальной характеристики материал изложен в свете трех аспектов, определяющих специфику выбранного периода и имеющих существенное влияние на формирование основных эстетических направлений финской школы стекла. Первый аспект - это хронологическое изложение исторических этапов возникновения и развития стеклоделия в Финляндии, что способствует объективному выявлению сложившихся традиций и уровня мастерства. Второй аспект - социальный. Он дополняет понимание, как самого исторического момента, так и духовного уровня и эстетических пристрастий. Третий аспект - сравнение с ведущими школами Европы того времени, способствует более яркому представлению об оригинальности финского стеклоделия, как явления в европейском масштабе. Применены также методы описания и обобщения исторических фактов. Использованию метода сравнения способствует накопленный автором собственный опыт по внедрению дизайнерских разработок стекольных изделий в серийное производство. В результате сопряжения теоретических изысканий и эмпирических констатаций в общий методологический инструментарий исследования привнесены элементы синергетики.
Границы исследования
Исследованием охвачен относительно короткий период становления и международного признания финской школы стеклоделия.
15