Ви є тут

Буддийский канон в традиционном искусстве Лаоса

Автор: 
Гожева, Наталья Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172258
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 3
Глава I. Истории сложении и развитии буддийского художественного
канона в Лаосе 16
Письменные и мифопоэтические источники о появлении буддизма 16 Сложение буддийского канона в долансангский период (1-13 вв.) 20
Эволюция буддийского канона в государстве Лансанг (14-17 вв.) 30
Буддийский художественный канон в 18-20 вв. 45
Глава II. Архитекту рный канон вата - буддийского монастыри 50
Структура лаосского ват 51
Сема и ограда вата 58
Канонические типы тхата 69
Канонические типы сима , 81
Глава III. Иконографический канон в культовой скульптуре Лаоса 90 Религиозно-мифологическая основа иконографии Будды 91
Ритуальные функции буддийской скульптуры 97
Эстетические принципы иконографического канона 101
Материалы и техники 106
. Особенности лаосской иконографии Будды 109
Асаны и мудры 120
Глава IV. Каноны традиционной живописи, лаковой графики и
рельефной пластики в храмовом декоре 134
Основные особенности храмового декора 134
Культовая живопись, ее виды и каноны 142
Виды лаковых композиций 155
Рельефная пластика в системе декора лаосского храма 159
Заключение 171
Библиография 175
Список сокращений 186
Приложения 187
Свод иконографических изображений Будды 188
Словарь терминов 205
I
3
Введение
Становление буддийской художественной традиции Лаоса неразрывно связано с распространением религиозного мировоззрения буддизма на всей территории Юго-% Восточной Азии, где уже в древности сложилась определенная историко-культурная
общность. Близость художественного осмысления окружающего мира у разных народов данного региона объясняется многими факторами: сходством физико-географических и социально-экономических условий развития, широкими этнокультурными связями, родственными психофизиологическими характеристиками, общими религиозноэтическими и эстетическими установками и мифопоэтическими концепциями. Именно восприятие буддизма сыграло важнейшую роль в закреплении наиболее устойчивых элементов народного эстетического опыта и определило региональную общность разработанных на основе буддийского мировоззрения национальных художественных моделей. Едиными для Индокитая были и регион-источник распространения буддийского учения, главным образом Южная и Восточная Индия и Цейлон, и языки религиозных текстов, прежде всего палийский, па котором в 1 в. до н.э. были написаны ставшие I каноническими для всех буддийских направлений книги "Типитаки" ("Три корзины"), а
также санскрит, на котором, так же как и на пали, создавались комментарии к канону (в Юго-Восточной Азии эпиграфические надписи и тексты на санскрите встречаются в основном до 12-13 вв.). На культуру региона повлияли и буддийские традиции Китая, роль которых оказалась весьма существенной для Вьетнама и отчасти для всего Северного Индокитая. Наиболее близкими в художественном отношении Лаосу стали страны, в которых утвердился буддизм тхеравады1 - Таиланд, Камбоджа и Мьянма. Тхеравадинский канон обеспечивал устойчивость не только чисто религиозной традиции, но и се художественных проявлений, прежде всего в сфере архитектуры и изобразительного искусства, о канонах которых и пойдет речь в настоящей работе.
Идеологической и сюжетной основой культовых произведений искусства был обширный свод канонических текстов "Гипитакн" и многочисленных к нему комментариев. Писались и распространялись буддийские сочинения в Лаосе, как и в других странах Индокитая, в монастырских обителях, где священный язык пали был * обязательным для обучения последователей тхеравады. И даже письмо, которое
1 Тхеравала (пал. "учение, путь старейших“) - южная ветвь буддизма, или хииаяпа (скр. "малая колесница"), называемая так представителями северного направления махаяны ("большой колесницы"), сформировалась в последние три столетия до II. э. в Индии и на Шри Ланке (253, с. 57]. Поскольку древнеиндийский пали в Лаосе был и до сих пор остается языком религиозного культа, в диссертации используются в основном палийские термины, как, например. Типитака (скр. Трипитака), Будда Готама (скр. Гаутама), дхамма (скр. дхарма), ниббана (скр. нирвана) и др.
21
11 ви.), сложившемся на территории Восточного и Центрального Таиланда и охватывающем частично земли Северного и Центрального Лаоса, как и в ряде других монских государств, буддизм занимал господствующие позиции. Об этом говорят и китайские путешественники7, и археологические находки в Понгтуке, Накхонпатхоме, Утхонге,
* Пхетбури [217, с. 13-14, 31; 125, с. 16]. Некоторые из древних поселений (например, близ
Кхонкэна) находились на плато Кхорат, отделяемом Меконгом от ЛНДР, там, где позже будут основаны важные центры лаосской цивилизации. В городах Дваравати сохранились каменные фундаменты, на которых возводились кирпичные сооружения, представляющие собой буддийские ступы или другие монастырские постройки. По реконструкции П. Дюпона, известного исследователя архитектуры монов, храмовое святилище 6-8 вв. имело облик прямоугольного здания с колоннами и деревянным перекрытием, которое стало одним из прототипов буддийского храма Индокитая [249, с. 19]. Найденные в руинах глиняные вотивные таблицы, фрагменты круглой скульптуры и стукового декора содержат изображения буддийских персонажей. Датировку и стиль ранних находок Дваравати обычно связывают с индийскими школами Амаравати (3-4 вв.) и Гуптов (5-6 » вв.), оказавшими существенное влияние на развитие буддийского искусства на земле Суваннабхуми. Вместе с тем следует отметить почти одновременность возникновения определенных канонических форм в Индии и центрах монской цивилизации.
Ж. Сёдес в статье "Индийские влияния в сиамском искусстве" выдвигает гипотезу наиболее раннего в Индокитае проникновения буддизма на берега Сиамского залива, * исходя из датировки таких известных памятников из Пхра Патхома, как скульптуры Будды и Колеса закона с фигурками оленей (по его атрибуции не позднее 2 в. н.э.). Подобные произведения не встречаются в других индианизированных культурах того
л
времени [42, с. 33-35] . Антропоморфные изображения Будды, по мнению исследователя, появляются в Сиаме лишь на два-три столетия позднее, чем на родине Просветленного. Анализируя памятники Понгтука, Ж. Сёдес выделяет бронзовую скульптуру Будды идущего (лила) 2-3 вв., которая обнаруживает стилистическое сходство с фигурками, найденными на плато Кхорат, в Тямпе и на Яве. Несмотря на то, что все они тяготеют к
7 В описаниях китайских авторов, до 8 в. поссшавших (по-видимому, с дипломатическими и торговими миссиями) расположенные в южной части Индокитая ранние государств«!, довольно часто всгрсчаются упоминания о буддийских
I памятниках и монастырях. Так, к примеру, путешественники отмечают, что в царстве Тамбралинга "по случаю
явления там Будаи била воздвигнута большая бронзовая статуя слона", в столице государства Дуньсунь существуют "два буддийских монастыря", а в стране Паиьпаиь "есть десять монастырей для монахов и монахинь, которые изучают буддийские священные тексты" (все эти государства существовали на территории Южного Таиланда) (217, с. 21, 25). Один из летописцев эпохи Таи, побывавший около 800 г. в стольном граде парода пью Тэйсйкхитэя (Тарскигара) в Южной Мьянме, обратил внимание на наличие там "больше ста буддийских монастырей" (272, с. 231.
8 Традиционно появление Колес Закона па территории Дваравати относится к периоду не ранее 5 в. н.э., а известные
скульптуры такого типа датируются 6-8 вв. (26, с. 89-91, 227, ил. 58; 249, с. 65-66].
22
стилю Амаравати, вопрос о том, где они были сделаны, автор оставляет открытым. В пользу местного происхождения скульптуры говорит то, что образ идущего Будды в Индии встречается чрезвычайно редко, в то время как в средневековом искусстве Таиланда и Лаоса он становится довольно популярным иконографическим образцом.
* Другие понгтукские скульптуры, определенно отлитые монскими мастерами, как и ряд
каменных статуй 4-6 вв., характеризуются специфически тонкими драпировками, сквозь которые словно просвечивает тело Будды, что позднее станет характерной особенностью таи-лаосской иконографии [125, с. 42, 45, ил. 7, 8]. Можно не согласиться с некоторыми довольно смелыми датировками Ж. Сёдеса, но его размышления о путях формирования художественных моделей, по крайней мере в области пластических искусств, прямо подводят к мысли о творческом характере интерпретации изначально заданных канонических установок, что в дальнейшем не позволило буддийскому иконографическому канону полностью превратиться в "окаменевшую" систему.
Буддизм толка тхеравады исповедовали западные моны страны Раманнадеша на юге Мьянмы, а также пью в протобирманском государстве Шрикшетра в среднем течении Иравади. В древних столичных городах пью Пейтаноу (1-4 вв.) и Тэйейкхитэя (Таякетая, £ или Тарекитара) (4-9 вв.) обнаружены типично буддийские культовые сооружения,
погребальные урны, скульптура и многочисленные вотивные таблицы с изображением ступ, будд, бодхисатт (бодхисаттв) и других канонических персонажей. Причем, как отмечает исследователь бирманской архитектуры С.С. Ожегов, "развитие буддийских культовых зданий и буддийской скульптуры шло в государстве Пыо почти одновременно с Индией" [272, с. 5].
Связанное династийными узами с Раманнадешей и Диаравати моиское государство Харипунтяй, основанное на севере Таиланда в 7 в., также ориентировалось на буддизм в государственной и религиозной политике9. В Лампхуне, носившем тогда имя Харипунтяй и бывшем столицей этого государства, сохранилось достаточно много средневековых буддийских памятников. Среди них особую гордость жителей составляет ступа Кукут, или Тямтхсви, сооружение которой традиция относит ко времени правления основательницы города королевы Тямтхсви (то есть ко второй половине 7 в., хотя в действительности она построена позднее, в 12-13 вв.) [26, с. 146, 232; 62, с. 56]. Эти факты особенно важны * ввиду того, что севернее Харипунтяя лежало одно из первых в этом регионе тайских
княжеств, называемое по столичному городу Чиенгсэн. Небольшое в 6-8 вв. княжество
9 По предположению Э.О. Берзина, полулегендарная основательница государства Харипунтяй принцесса Чамдеви (Тямтхсви) была связана родственными узами не с правителями Раманадеши, а с вассальными князьями Дваравати, правившими в мопском княжестве Читу (217, с. 331.